Фестиваль в «Орленке» подтвердил свое предназначение как праздник непослушания

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Во Всероссийском детском центре «Орленок», что под Туапсе, в 19-й раз прошел фестиваль визуальных искусств, на котором второй год подряд работал внештатный корреспондент газеты «Клинская Неделя». Правда, среди 3500 отдыхающих там детей он не смог найти клинчан, да и работа на фестивале не давала на это время…

Когда-то все началось со знаменитого пионерского лагеря «Артек», где директор одного из Московских кинотеатров, заслуженный работник культуры Лариса Преториус организовала Международный детский кинофестиваль:

— Когда я поняла, что из «Артека» нам придется уйти, потому что со временем в его дирекцию пришли другие люди, мы решили перенести наш праздник в лагерь «Орленок». Тогда мы поняли, что выжить сможем, если только сделаем здесь совсем другое, чем в Артеке. И мы придумали! Если там у нас был серьезный международный кинофестиваль со строгим отбором фильмов и жюри, то в «Орленке» все наоборот: праздник непослушания — никакого серьезного взрослого жюри, и ноль пафоса.

Только дети смотрят фильмы, оценивают их, решают. И еще мы придумали номинации. Не только кино оценивается, но и вся производимая для детей продукция, имеющая визуальный ряд, — мультики, компьютерные программы, телепередачи, фотография. И в каждой номинации свое жюри – «орлята» и только один взрослый, председатель. Но права голоса у него нет. Он может лишь пытаться повернуть детей к тому или иному решению, обсуждать с ними фильмы, показывать достоинства, недостатки. Поэтому у нас каждый год новый руководитель номинации «Кино». Люди не выдерживают, потому что далеко не всегда, по их мнению, дети принимают адекватные решения, и не всегда у человека хватает сил их остановить. Но таковы правила, и они неизменны.

Страсти в жюри «Кинематограф», действительно, в этом году кипели нешуточные. Его председатели братья Торсуевы («Электроники») чуть не поссорились со своими подопечными так, что даже не пришли на закрытие своей номинации.

— Дети безапелляционно решили, какой картине присудить гран-при — объяснил Владимир Торсуев (Электроник). — Но мы-то понимали, почему это произошло. Фильм рассказывает о жизни в пионерском лагере в советское время. То есть практически о них самих, о жизни в «Орленке». Фильм показал те же самые отношения, проблемы. Дети узнали себя, окружающую их реальность и… сразу полюбили этот фильм. Мы с братом считали, что это неправильно, кино надо оценивать по другим достоинствам, но они нас не послушали…

У руководителя номинации «Анимация» композитора Геннадия Гладкова тоже не все прошло гладко.

— Я не понимаю некоторых авторов, – пояснил Геннадий. – Мы смотрели мультик про жирафа: симпатичный такой жираф, веселый, но почему же такая грустная музыка?! Такая обычно подчеркивает значимость фильма, заставляет подняться над суетой. Но при просмотре этого мультика создается такое впечатление, что жирафа сейчас будут казнить публично в зоопарке Копенгагена! А была бы хорошая, веселая, детская музыка или песенка, и это бы спасло мультфильм. Он, может быть, стал бы хитом.

В этом году в «Орленке» были такие номинации: «Кинематограф», «Анимационное кино», «Телевидение», «Режиссеры 21 века» (студенческие работы ВГИКовцев), «Компьютерные программы», «Фотокросс» (стартовал еще в начале лета) Ребята не только смотрели фильмы и телепередачи, но и сами были их создателями. Например, члены жюри номинации «Телевидение» сняли первую в своей жизни телепрограмму. «Режиссеры 21 века» во главе с председателем жюри этой номинации Арчи поставили мини-спектакль, а в новой для фестиваля номинации «Мульткомпост» (компьютерные мультики) «орлята» с помощью специально привезенных планшетов сами сделали анимационный фильм, который показали на закрытии фестиваля. В следующем году, по словам генерального директора Всероссийского детского центра «Орленок» Александра Джеуса, планируется, что в творческом процессе примут участие все три тысячи детей, отдыхающих в это время в «Орленке».

Во время фестиваля творческие встречи и мастер-классы с ребятами провели звезда сериала «Медики» и «Бальзаковский возраст» Евгений Воскресенский, главный «грек» фестиваля Эвклид Кюрдзизис, Ирина Громушкина, Татьяна Абрамова, Валерий Яременко с сыновьями Кузьмой (уже кинозвездой) и годовалым Степой, Геннадий Гладков с дочкой–певицей. Главный же спонсор фестиваля «Бимбанк» во главе с его генеральным директором Микаилом Шишхановым организовали для ребят мастер классы по обучению их финансовой грамотности. А еще прошел творческий вечер композитора Любаши, где все присутствующие артисты исполнили ее песни. Президент фестиваля в этом году Борис Грачевский не только привез ребятам новые выпуски «Ералаша», многие из которых снимались на территории «Орленка», но и порадовал премьерой своей новой картины «Тантрическая симфония или Между нот», которую снял как режиссер. Это пронзительная история о любви маститого композитора к «девчонке–девчоночке», юной «шалаве», приехавшей в Москву из провинциального городка. Сценарий картины Борис Юрьевич писал девять лет, а у героев есть прототипы. Заглавную песню фильма «Воробышек», стихи самого режиссера, положенные на музыку композитором Ириной Грибулиной, Борис Грачевский исполнял не раз на концертных площадках «Орленка», и каждый раз срывал бурные аплодисменты. А в телеверсии эту песню поет Филипп Киркоров). На концерте же открытия фестиваля Борис Грачевский и Лариса Преториус исполнили дуэтом арию Лисы Алисы и кота Базилио.

Также в «Орленке» прошел юбилейный вечер киностудии им. М. Горького, творческая встреча с Натальей Бондарчук, где были показаны отрывки из ее нового фильма «Тайна Снежной Королевы». На фестивале состоялась и премьера фильма режиссера Юрия Поповича «Про Петра и Павла». В этом тонком, психологичном фильме потрясающе играют мальчишки. Это – такая детская «Кукушка» — рассказ о том, как в конце войны, во время отступления немецких войск, в развалинах дома случайно спрятались два мальчика: угнанный в плен и сбежавший оттуда русский и отставший от поезда немецкий. Фильм рассказывает, как они жили, спасались, добывали еду.

Гран-при 19-го фестиваля визуальных искусств в номинации «Кинематограф» получила картина «Частное пионерское-2» режиссера Александра Карпиловского. В номинации «Анимация» первое место разделили фильмы «Тайна Сухаревой башни» и «Почему банан огрызается?» В телевизионном конкурсе победил ульяновский проект «Пролетая над гнездом кукушки». Причем ульяновцы уже второй раз получают «пингвина» — приз фестиваля. Прежду они получали его за проект «Сказка за сказкой». В номинации «Режиссеры 21 века» выиграл «Дух движения».

Мария Анисимова, фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики