Вокзал из детства

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

В №50 за прошлый год газеты «Клинская Неделя» Елена Пашкова, с детства любящая Клин всем сердцем и помнящая, как город встречал ее с середины двадцатого века, поделилась своими воспоминаниями в публикации «Девичья осень 1941-го». Сегодня она рассказывает о вокзале, о том, как выглядела визитная карточка города несколько десятилетий назад.

Вокзал часто с первого взгляда дает понять, что происходит в его пункте назначения, любят ли местные жители место, где живут, насколько комфортно и удобно оно для туристов и проезжающих мимо людей. Но сегодня речь не о нынешнем состоянии клинского железнодорожного и автобусного вокзалов, не о Привокзальной площади, утыканной торговыми центрами, людских потоках, напоминающих суету муравьев, не о «главной» городской достопримечательности — луже, существующей несколько десятков лет у пешеходного моста. Сегодня с вокзала отправляемся в путешествие во времени.

Железная дорога позвала к перемене мест

К железной дороге у Елены Владимировны свое, по праву можно сказать, родственное отношение. На Николаевской железной дороге, как называлась до 1923 г. нынешняя Октябрьская железнодорожная магистраль, служили ее прадед Иван Филиппович Филиппов и дед Михаил Васильевич Плаксин. Железнодорожный мастер Иван Филиппов перебрался в Клин в начале двадцатого века из Малой Вишеры вместе с супругой Александрой. В семье Пашковых до сих пор бережно хранятся номерные удостоверения личности с фотографиями самого мастера, его жены и одной из дочерей — Ольги. На них указано: «Личность и подпись руки дорожного мастера Филиппова удостоверяю», и стоит подпись инженера, начальника III участка дороги. В семье сохранилась и фотография Ивана Филипповича в форме железнодорожника. Дома со служебным жильем железнодорожников находились на месте, где сейчас располагается здание клинского автовокзала, пояснила Елена Пашкова. Иван Филиппов умер рано, и его жена Александра одна растила трех дочерей, учениц клинской женской гимназии. На фотографии удостоверения одной из них, Ольги, девочка сфотографирована как раз в гимназической форме — в строгом платьице с полоской шитья на воротничке-стоечке и темном фартуке.

Паровоз на Клин летел

— Я приезжала в Клин к родным бабушкам и дедушкам часто, — неторопливо рассказывала Елена Владимировна. — В пятидесятые годы уже прошлого века в Клин ходили поезда на паровозной тяге. Каждый паровоз был черный, с красной звездой впереди. Такие составы можно увидеть в фильмах о революции, гражданской войне и более поздних периодах. Помню, как шел густой дым из трубы, как громко свистел паровоз. В пути от Москвы мы находились почти два или два с половиной часа. В Клину с перрона в город вел деревянный крытый мост. Его изображение есть на старинной открытке и фотографиях. Он служил много лет. По деревянным ступеням стучали каблуки приезжающих в Клин и уезжавших из него. Внутри моста горели электрические лампочки. А еще здесь размещались рекламные щиты. Рекламы в те годы было немного. Одно из рекламных объявлений — теперь говорят «рекламный баннер» — гласило: «Храните деньги в сберегательной кассе». На выходе с моста на Привокзальную площадь долго виднелись остатки кирпичной кладки часовни, а слева располагались казармы железнодорожников и их семей. Мы по приезде обязательно заходили в знаменитый железнодорожный магазин на другой стороне площади, где сейчас находится территория закрытого привокзального рынка. Магазин располагался в одноэтажном деревянном здании, огороженном резным палисадником. В нем торговали продуктами, и мы сюда заходили за «докторской» колбасой к «московскому» хлебу, который мы привозили с собой. В этом же здании работала столовая.

В городском саду играл духовой оркестр

Пока переходили площадь к магазину и столовой, я всегда разглядывала большой привокзальный сад, который все называли железнодорожным. Округлой формы. С большими деревьями с раскидистыми кронами. Здесь находилась знаменитая на весь Клин танцевальная площадка, которая располагалась там, где сейчас размещается безликий двухэтажный торговый центр. Танцевальную площадку огораживал невысокий забор из штакетника, а для танцующих был установлен специальный деревянный помост, как и в Первомайском сквере. На танцплощадке в железнодорожном саду играл духовой оркестр, а бабушкина подруга в специальной будочке продавала билеты на танцы. Ее муж тоже служил железнодорожником, и жили они на другой стороне железной дороги, за пешеходным мостом.

Улица как будто в детство давнее ведет…

Автобусов в те времена мы не ждали, а ходили от вокзала пешком к улице Ленинградской, где жил один из моих дедушек — Михаил Васильевич. Другие бабушка с дедом проживали около путей узкоколейки на Новоямской, рядом с кирпичным домом Тябликовых. Там, где сейчас находится здание полиции, был маленький прудик и луг, на котором пасли коров, а к водоему жители местных домов ходили за водой для полива садов и огородов. По узкоколейке ходил паровозик, а перед ней стояла будка со шлагбаумом. В ней работал мой дядя Павел. Как у него выдавалась свободная минута, он приходил пить чай из самовара к бабушке и дедушке.

Не так уж далеко это прошлое Клина, тихого провинциального города с уютными улочками и скромными домиками, небольшими магазинчиками и танцплощадкой с духовым оркестром, которая компактно разместилась под тенистыми деревьями Железнодорожного сада. Несложно попытаться представить и пруд, рядом с которым пасутся коровы, и яблоневый туман, накрывающий весной легкой дымкой сады, и незаасфальтированную улочку с редко проезжающими по ней машинами… Это было недавно, это было давно.

Елена Лазарева

Источник — газета «Клинская Неделя» №3 за 2017 год

1 169 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики