Планетарная система K2-138 была открыта астрономами-любителями

В The Astronomical Journal опубликовано открытие астрономов-любителей, которые смогли идентифицировать многопланетную систему. Представленная система находится на расстоянии порядка 500 световых лет от Земли. Исследования проводились посредством телескопа NASA «Kepler», который ежедневно фиксирует десятки тысяч космических событий. В столь огромном массиве данных трудно обнаружить что-то важное, особенно если учесть, что большинство манипуляций приходится проводить вручную. Лишь на первом этапе ученым помогает компьютерная вычислительная техника – с помощью специальных программ из общего числа выбираются мерцающие звезды. Это значит, что с большой долей вероятности этот оптический эффект производится движениями экзопланет на орбите вокруг звезды.

После этого за дело берутся специалисты, которые анализируют излучение на предмет соответствия определенным космическим закономерностям. Однако на открытие планет по такому алгоритму требуется масса времени и человеческих ресурсов. Как следствие, необработанный массив данных постоянно увеличивается, а усилий ученых недостаточно для анализа полученной информации.

Чтобы облегчить поиск и распознание так называемых транзитных сигналов был запущен проект Exoplanet Explorers. В рамках его проведения каждый, кто только пожелает стать добровольцем, может войти в систему и узнать, как выглядит сигнал от экзопланет, а также помочь распознать его среди световых сигналов тысяч звезд. Так любителям, после изучения базовых основ световых сигналов, предлагается пройти тест. Здесь демонстрируется сигнал, а пользователь должен выбрать, относится ли он к транзиту или же является просто шумом. Если тот или иной сигнал набирает 10 голосов, 9 из которых – положительные, то он переходит на следующий уровень для последующего изучения аналитиками.

Программа успешно стартовала, и ей воспользовалось колоссальное количество любителей со всего мира. Так уже за первые двое суток с момента открытия программы, к ней присоединилось около 10 тысяч пользователей. Они были достаточно активны и наблюдательны, чтобы за это время классифицировать более чем два миллиона сигналов. В дальнейшем отобранные вариации были отправлены ученым, которые и обнаружили новую систему, названную K2-138.

Благодаря существенному сокращению временных затрат за счет привлечения энтузиастов со всего мира, ученым удалось не только обнаружить новые планеты и провести их анализ. Так было установлено, что температура планетарных тел составляет порядка 300-400 градусов Цельсия, при этом год на каждой их планет на 50% дольше, чем на предыдущей, ближе к звезде. Это удивительно точная система, которая, однако, не может быть обитаема. Такая математическая точность в расположении планет ставит загадку перед учеными, изучающими формирование и миграцию планет. Это первый случай, когда астрономы любители помогли открыть экзопланеты.