Строительный каклог «Новосел»
«Дорожное радио» г.Клин

Победа над непогодой одной левой

besedin193

Во вторник, 5 июня программу IV Международного фестиваля искусств П. И. Чайковского в музее-заповеднике композитора в Клину открыл специальный вечер «Россия – Франция. Навстречу друг другу».

В этом году клинский международный фестиваль великого композитора увеличен на два дня и начался раньше из-за чемпионата мира по футболу, на который в Россию приезжает немало зарубежных болельщиков.

Два добавленных дня проходят по программе франко-российского форума «Трианонский диалог», который в прошлом году начали президенты России и Франции Владимир Путин и Эммануэль Макрон.

В Клину этот диалог продолжается и способствует укреплению культурных связей между Россией и Францией.

Как раз первый фестивальный вечер и наглядно, и звучно это подтвердил. Самым первым произведением Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан исполнил увертюру французского композитора Мориса Равеля «Шахерезада».

– Сложно было ее исполнять не из-за того, что она сейчас очень редко исполняется, – признался дирижер оркестра Александр Сладковский, и в прошлом году открывавший клинский фестиваль П. И. Чайковского.

– В России «Шахерезада» практически не звучит на сцене, потому что у этого произведения очень сложная фактура.

Равеля играть вообще сложно. Его музыка – тончайшая материя. Особенно сложно играть ее на улице при таких погодных условиях.

Да, с погодой уже традиционно клинскому международному фестивалю не повезло. Впрочем, сам П. И. Чайковский, как известно из его писем и от его биографов, любил дождь, долгие прогулки на свежем воздухе при любой погоде, а потому и сложилось поверье, что это сам Петр Ильич такой погодой приветствует музыкантов и их слушателей на клинских фестивалях.

Правда, на этот раз дождь лишь себя обозначил, но не пролился. Невольно подумалось, что организаторам фестиваля пора уже подумать об обустройстве простого навеса над стульями, чтобы зонты и дождевики не мешали слушать музыку и наблюдать за игрой музыкантов.

Холодный ветер пробирал сидевших в зале под открытым небом слушателей до костей. Даже специально тепло одетые поклонники классической музыки ежились под студеными порывами. Что уж говорить о музыкантах в концертных костюмах?..

Тем не менее, они оказались на высоте. Оркестр так играл, что порой непонятно было, из-за чего бегут мурашки по коже – от музыки или от безжалостно-холодного ветра.

Всех впечатлила игра французского пианиста Франсуа Дюмона. Представляя его во время открытия первого фестивального вечера, советник губернатора Московской области (в ранге министра) Нармин Ширалиева заметила, что в этот вечер специальному гостю фестиваля Франсуа Дюмону непогода — это только половина сложности, потому что для клинчан он решил сыграть одной левой.

Не потому, что такой экстравагантный. Отнюдь нет! Для исполнения в Клину он специально выбрал необычный концерт своего земляка-композитора Мориса Равеля.

Необычен он и по истории создания. Пианист Пауль Витгенштейн, потеряв руку на войне, обратился к Иоганну Штраусу, Сергею Прокофьеву, другим композиторам с просьбой написать музыку для исполнения только левой рукой, рассказали Нармин Ширалиева и Франсуа Дюмон.

Только Морис Равель написал для раненого пианиста концерт для левой руки. На клинской сцене под открытым небом это произведение прозвучало мощно и органично.

А затем на бис Франсуа Дюмон сыграл не менее виртуозно обеими руками. Во втором отделении первого фестивального вечера-концерта солистка Большого театра Анна Аглатова исполнила арии из французских опер.

Когда зазвучал ее чарующий голос, даже притихли птицы, расшумевшиеся до того в парке музея-заповедника, и прислушались, получая мастер-класс.

Хотя было понятно, что оперной певице под холодным вечерним открытым небом петь было сложно. Но благодарная публика оставалась под нещадно нападавшим студеным ветром внимать каждой радующей душу ноте, каждому звуку музыки со сцены.

ВИКТОР ГЛАДЫШЕВ

Понравилась статья? Поддержите нас!

Подпишитесь на наши новости:

Оставить комментарий

Реклама
vk668317