Фестиваль прошел, но обещал вернуться…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

В прошлом номере газета «Клинская Неделя» рассказала об открытии IV Международного фестиваля искусств П. И. Чайковского в Клину, а в понедельник, 11 июня он уже торжественно закрылся.

Проходивший четвертое лето подряд в клинском музее-заповеднике великого композитора фестиваль продолжил традиции, к которым относятся выступления знаменитого пианиста Дениса Мацуева и грандиозного дирижера Юрия Башмета, посадка в усадебном парке молодых деревьев именитыми гостями и капризы погоды.

Продолжился и синтез музыки и художественного чтения. Но на этот раз «Ода к радости» Фридриха Шиллера в композиции «Обнимитесь, миллионы!» прозвучала трижды и каждый раз по-новому.

Актриса театра «Современник» Чулпан Хаматова читала поэму с улыбкой, сияющими от радости глазами. Обладатель премии «Золотой глобус», австриец, чтец Иоханнес Криш на немецком языке прочел всю поэму без намека на улыбку, радость, но с впечатляющим выражением.

Ну, и конечно, оду, в которой сам автор отводил строки хору, исполнил на языке оригинала академический большой хор «Мастера хорового пения», художественный руководитель и главный дирижер которого Лев Конторович.

А сопровождалось все это действо необычайным исполнением симфонии № 9 немца Людвига Бетховена. Виртуозно ее показал пианист Денис Мацуев в сопровождении государственного симфонического оркестра республики Татарстан.

Долгая овация и крики «Браво!» — такова оценка зрителей всем исполнителям этого гала-концерта открытия фестиваля. Но на то и фестивальное действо, что оно непременно не- сет что-нибудь новое.

Хотя и это – традиция. Нынешний фестиваль не зря сменил определение «музыкальный» и теперь называется фестиваль искусств. Хотя ее величество Музыка остается в нем главным действующим персонажем.

Однако включаются в программу новые действующие лица, например, добавлен драматический спектакль «Чайковский» столичного театра им. М. Ермоловой.

Юрий Башмет вообще предложил уникальную драматически-музыкальную постановку «Страсти по Пиковой даме», смешав в одно действо драматический спектакль и оперный.

Классический вариант оперы «Пиковая дама» уже шел на II клинском международном фестивале. Но на этот раз маэстро Юрий Башмет к музыке и тексту оперы добавил спектакль драматурга Михаила Палатника и режиссера Павла Софонова на тему пиковой дамы.

Действо почти не имеет ничего общего с пушкинским произведением, из которого взят только факт проигрыша в Париже в карты молодой графини и ее обращения за помощью к местному графу Сен-Жермену.

В «Страстях» этот факт раскручивается до любовной истории то ли Сен-Жермена, то ли Мефистофеля, то ли Воланда в исполнении актера театра им. Евг. Вахтангова Сергея Епишева с русской молодой княгиней, роль которой сыграла Надежда Михалкова.

Их театральное действо перемежалось ариями из оперы Петра Чайковского «Пиковая дама» в исполнении солистов Большого театра. Особое впечатление на зрителей произвела исполнившая в роли старой графини знаменитые арии легендарная солистка Мариинского театра Ирина Богачева, дебютировавшая в этой опере в 1960-е годы.

Уже один концерт из арий оперы П. И. Чайковского стал большим подарком зрителям. Сложную конструкцию всего действа очень просто объяснил сам маэстро Юрий Башмет.

Оказывается, таким образом он хочет привлечь к опере внимание молодежи, которая еще увлекается драматическим искусством. Придя на спектакль, юноши и девушки услышат арии из оперы, проникнутся ими и захотят увидеть и услышать всю оперу.

Это вполне возможно. Некоторые зрители, посмотрев и послушав «Страсти по пиковой даме», захотели перечитать небольшую повесть Александра Пушукина.

А другие еще больше заинтересовались биографией Петра Ильича после спектакля «Чайковский» в исполнении актеров театра им. М. Ермоловой. Получилось так, что, пожалуй, впервые на клинских фестивалях на сцене под открытым небом для «Страстей по пиковой даме» установили театральные декорации.

Но постановка ермоловцев прошла на фоне черного задника, и единственной декорацией для него стал искусственный дым, движущийся в лучах света софитов.

Художественный руководитель театра Олег Меньшиков во вступительном слове признался, что идущий в их театре с апреля прошлого года спектакль пришлось сократить и переделать для показа на сцене под открытым небом.

В нем зрители впервые увидели не привычного мужчину в годах, а молодого композитора Чайковского, который, почувствовав славу, приехал к сестре в украинское имение Знаменка.

Олег Меньшиков читал соответствующие строки из дневников и писем Петра Ильича, фактически играя тоже его роль, а труппа показывала, как жил великий композитор.

Впрочем, и в этом действе не обошлось без мистики – из потустороннего мира явился дух Вольфганга Моцарта, творчество которого любил Петр Чайковский.

На IV международном фестивале искусств в Клину по традиции были представлены постановки для семейного просмотра, классические оперные постановки французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» и самого Петра Ильича «Мазепа».

Этой любимой оперой П. И. Чайковского и завершился клинский фестиваль нынешнего лета. Что-то преподнесет пятый, юбилейный фестиваль? Уже – интрига!

ВИКТОР ГЛАДЫШЕВ

790 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики