Строительный каклог «Новосел»
«Дорожное радио» г.Клин

Злиться надо правильно! Иначе никакого толка не будет

besedin169

Вот вопрос: надо ли злиться вообще? Нас призывают к позитивному отношению к жизни, к избавлению от негативных эмоций. Говорят и про нордическую стойкость, и про китайскую невозмутимость, мол, если сидеть долго на берегу реки и не волноваться, то обязательно дождешься, как мимо тебя проплывет труп твоего врага. Заманчивое, конечно, предложение. Только никто не говорит, сколько придется сидеть.

Лет пять или двадцать пять? И каких нервов тебе будет стоить эта самая нордическая стойкость. И все равно где-то в голове сидит чувство вины: воспитанные, интеллигентные люди не должны показывать злость, они выше этого чувства. Мы про это в книжках читали, в кино нам показывали. Но в жизни как бывает? Разозлилась и наговорила лишнего, да еще и кричала. Со стороны все так некрасиво выглядело. И отношения ухудшились, и настроение собственное… А бывает и так: разозлил начальник, стерпела, терпела до конца рабочего дня, психовала, но про себя, поехала домой, автобус задержался, разозлилась еще больше, в автобусе кто-то нечаянно толкнул, ненависть просто захлестнула, но перетерпела, а пришла домой и… сорвала злость на ни в чем не повинных родственниках… Самой-то лучше стало, а им каково?

Нет, неправильно нам в книжках писали и в кино показывали. Злиться надо. Не в смысле – бегать и искать: из-за чего бы сегодня попсиховать, а то день проходит зря. Нельзя прятать в себе это чувство. Его копить в себе нельзя. Во-первых, это чревато для здоровья – нервы, сердце и все такое. Во-вторых, толку от этого не будет. Если двадцать раз разозлиться на одного и того же человека по одному и тому же поводу, но мер никаких не предпринять, он и в двадцать первый раз сделает то же самое, и в двадцать первый раз разозлит. Да еще и удовольствие получит от этого, бывают такие люди. Надо злиться. И самому разрядиться, и ситуацию исправить. В общем, злиться надо, но правильно. Даже если на начальника. Даже если на очень близкого человека или вообще на собственного ребенка.

Что делать, если раздражение, гнев, ярость, бешенство накатили так, что дыхание перехватило? На всевозможных тренингах советуют: прежде чем выплескивать гнев, досчитайте до десяти. Но одно это мало поможет. За это время, пока считаете, осознайте свою злость. Скажите себе: “Я злюсь”. Или: “Я в ярости”. Называя эмоцию в самый первый момент ее появления, вы подадите себе сигнал, что надо принимать меры. Ну и чуть-чуть придете в себя, пока считаете.

Что очень важно, говорить себе надо именно: “Я злюсь, Я в ярости”. А не “МЕНЯ разозлили, МЕНЯ бесит”. Если будете говорить “меня”, тем самым будете на подсознании убеждать себя, что кто-то или что-то распоряжается вами. “Я” в данном случае поможет понять, что вы и только вы хозяйка своих чувств и можете распоряжаться ими по собственному, а не по чужому желанию. Что вы можете принять меры и все устроить как надо. Как ни парадоксально звучит, “Я” в этом случае повышает уверенность в своих силах.

Но все это проговаривайте про себя, вслух говорить что-то еще рано. Даже если вам кажется, что все яснее ясного, сделайте паузу. Чтобы избежать досадной ошибки. Помните как говорила Скарлетт О Хара: “Я подумаю об этом завтра”? Иногда действительно лучше отпустить ситуацию до завтра, чтобы вернуться к спору с холодной головой, трезвым расчетом и железными аргументами. Или придержите эмоции хотя бы на несколько минут, чтобы принять верное решение, выбрать верный тон.

Идеальный вариант – уйти куда-то на эти несколько минут, сменить обстановку, исключить раздражающий фактор из поля зрения и спокойно все обдумать. Вспоминаю свои школьные годы. Любимая моя учительница никогда на нас не кричала, как другие преподаватели. Что бы мы ни натворили. Она подходила к окну, поворачивалась к нам спиной и молчала несколько минут. И эти несколько минут действовали сильнее, чем 45 минут крика. Понятно, как бы ни взбесил начальник или коллега на совещании, встать и уйти, или повернуться ко всем спиной не получится. Тут надо просто сделать ту самую паузу. А вот в ссоре с мужем, подругой, родителям и другими близкими людьми поворачивайтесь спиной, уходите. И возвращайтесь, успокоившись, вооружившись весомыми аргументами в свою защиту. Но и в случае с начальником не отступайте совсем. Продумайте аргументы, найдите подходящее время и разберитесь в ситуации. Иначе неразрешенная проблема заставит вас злиться уже на себя, на свою нерешительность.

Самое главное – это осознать свои эмоции и их причины. Даже если нет возможности изменить ситуацию, можно это понять, тогда и эмоции не обернутся против нас. И очень важно не торопиться. В спешке можно неверно оценить ситуацию наговорить злых или обидных слов, о которых потом придется пожалеть.

Выпустить пар

Если вы пришли в ярость, а высказать все человеку в этот же момент нет никакой возможности, чтобы хоть немного успокоиться, “выпустите пар”. На работе попробуйте скомкать лист бумаги и с силой бросить его в корзину для мусора, порвать лист бумаги, сломать карандаш, потопать ногами, представляя, что топчите ситуацию (но не виновника своего гнева). Порвать лист бумаги можно даже на совещании. Дома побейте подушку, диван или матрас. Если разозлило что-то, а не кто-то, и вы дома одни покричите (можно с использованием нецензурной лексики). Очень хорошо снимают напряжение спортивные и физические нагрузки – обычная зарядка или пробежка, уборка (в этом случае двойная польза будет).

Анекдот в тему

Купил книгу по управлению гневом. Никак не начну читать, потому что ее ужасная обложка, дебильный шрифт и идиотские картинки просто бесят!

Ольга Неизвестных

Фото: https://yandex.ru/images/

Понравилась статья? Поддержите нас!

Подпишитесь на наши новости:

Оставить комментарий

Реклама
vk668317