Новое исследование: «Планета икс» может оказаться вовсе не планетой

Будоражащая сознание астрономов, неуловимая «планета икс», возможно, представляет собой вовсе не газового гиганта, как многими исследователями считается, а некое облако или диск, состоящее из астероидов и карликовых планет. Статья об этом появилась на страницах научного издания Astronomical Journal.

«Можно заменить «Планету икс» огромным скоплением более мелких космических тел, и получится, что их общее взаимодействие как раз объясняет странности с орбитами транснептуновых объектов», — рассказал Антраник Сефилян, ученый из Кембриджского университета.

История о Девятой планете Солнечной системе совершила новый виток в 2016 году, когда планетологи из Калифорнийского университета Константин Батыгин и Майкл Браун сообщили, что знают, где находится этот таинственный космический объект, а также примерно описали его вид.

Так, по словам специалистов, эта планета является наиболее удалённой от Солнца из всех, располагаясь в 41 миллиарде километров, а по массе превосходит Землю в 10 раз. По причине такой удаленности «планета икс» совершает один оборот вокруг светила за 15 тысяч лет. Но требуются прямые свидетельства существования данного объекта, которых получить так и не удалось.

Так или иначе, работа продолжается, а в конце 2018 года Майкл Браун твердо заявил, что его команда очень близка к сенсационному открытию, а поможет в этом информация, собираемая японским телескопом «Субару», построенным на Гавайском острове. Кроме того, за последнее время были обнаружены новые карликовые планеты со странными орбитами, что только подкрепляет гипотезу о существовании Девятой планеты.

Сотрудники Американского университета в ливанском Бейруте Антраник Сефилян и Джихад Тума считают очень странным, что за столь большой период времени интенсивных поисков «планета икс» так и не была обнаружена. По их мнению, разгадка может заключаться в том, что объект является вовсе не огромной планетой, а скоплением небесных тел помельче.

«Наблюдая за различными мирами у звезд, мы активно исследуем их свойства, обращая внимание на облик и структуру протопланетного диска, который окружает светило. Если предположить, что мы находимся внутри него, то лицезреть целиком его никогда не сможем», — отметил британский эксперт.

Вооружившись данной идеей, Сефилян и Тума рассчитали, какой минимальной массой должно обладать облако или же диск из комет, астероидов и прочих мелких небесных тел, чтобы обладать силой, способной превратить орбиты транснептуновых объектов в то, что они ныне представляют собой.

Так, удалось выяснить, что для данного эффекта нужен сравнительно небольшой диск, масса которого примерно сопоставима с предполагаемой массой «планеты икс». Также отмечается, что материя диска распределена очень неравномерно. Ученые считают, что более вероятно открытие именно такого облака или диска, чем целой планеты гигантских размеров, хотя не исключается вариант того, что и диск, и планета имеют место быть на краю Солнечной системы.