Что важнее: хочу или надо?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

По данным Росстата, всего 40% населения работает по специальности. То есть, больше половины населения страны, выбрав профессию и учебное заведение, потратив на обучение время, силы и деньги, занимается совсем не тем, чему их учили. Значит, первый выбор был неправильным? Почему?

Многие молодые люди и их родители приступают к выбору учебного заведения по принципу «Так надо». «Так после окончания школы делают все». Кто-то выбирает по принципу престижности, кто-то – по наличию вуза в городе, кто-то по материальным возможностям семьи. Между тем психологи советуют выбирать не учебное заведение, а профессию, руководствуясь при этом принципом «Хочу. Могу. Надо».

Хочу – это, прежде всего, желание абитуриента, а не его родителей. Но многие мамы и папы настаивают на своем «хочу», даже не подозревая, что их стремление в данном случае идет от их собственных нереализованных желаний. Или наоборот: меня моя профессия (должность, зарплата) вполне устраивают, так что и ребенку надо выбирать то же самое. О чем мечтают сын или дочь, в расчет не берется – взрослые лучше знают.

Сами молодые люди зачастую не очень-то понимают, чего хотят. Точнее знают: побыстрее закончить школу и вступить во взрослую жизнь, а дальше всё образуется само-собой. При этом будущая профессия представляется многим чем-то не очень важным, да и руководствоваться своим «хочу» еще не привыкли. Особенно, если не очень понятно, чего именно хочешь.

Впрочем, нужно учитывать и то, что для осознанного выбора профессии нужно много знать, а у детей такие знания чаще всего формируются со слов родителей и друзей, чужого опыта и книг.

Часто даже любовь к какому-то школьному предмету считается не очень серьезной. Ну, нравится история и что? А ведь история – это и преподавательская работа, и музейное дело, и археология, и даже туристический бизнес. Нравится биология? Может, стоит подумать о таких профессиях, как врач, фармацевт, биолог? Нравится черчение? Возможно, вы будущий инженер, проектировщик, архитектор?

В этих определениях помогут дни открытых дверей, которые начиная с апреля проходят во многих учебных заведениях. Только побывав в вузе можно узнать специалистов каких специальностей готовят в вузе. Посмотреть аудитории, мастерские, лаборатории, оценить их оснащенность. И –самое главное – понять, нравится ли хоть что-то из увиденного, готов ли человек посвятить этому жизнь?

Могу – это способности и особенности характера молодых людей. Чтобы оценить их, тоже нужен хоть какой-то опыт и знания, а их порой не хватает. Ведь, скорее всего, тот, кто занимается волейболом вряд ли пойдет в библиотекари, а тот, кто любит читать вряд ли станет водителем.

Надо – это не про «надо учиться, так делают все», это про потребности рынка труда, востребованность специалистов этой профессии, даже очень модной, престижной. Стоит думать не только о том, какое учебное заведение выбрать, но и о том, нужны ли будут такие специальности через несколько лет. Можно ли будет устроиться на работу? Например, бум популярности профессий экономистов и юристов привел к тому, что количество соискателей должности превышает количество предложений работодателей.

Разобраться со своими интересами и желаниями, получить варианты выбора и профессии, и учебного заведения, узнать реальную потребность экономики в специалистах той или иной сферы школьникам и будущим абитуриентам помогут в Клинском Центре занятости населения. Его специалисты проводят консультации по спросу и предложениям на рынке труда, тестирование профессиональных возможностей молодых людей, чтобы они не стали заложниками неверного выбора. А еще помогают с временным трудоустройством для приобретения опыта, который тоже важен при выборе профессии.

Ошибки выпускников

  • Выбор профессии по совету или «за компанию», под давлением взрослых или по предложению друзей (вместе не так страшно, веселее, выгоднее в материальном плане на время обучения).
  • Увлечение внешней атрибутикой профессии без знания реальности и «подводных камней».
  • Устаревшее представление о характере труда, об особенностях той или иной профессии, которая на самом деле уже не такая, какой была еще пять-десять лет назад.
  • Неспособность оценить свои силы, неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии. В любой профессии можно добиться таких высот, которых принесут и уважение, и достаток, и удовлетворение.
  • Выбор профессии исходя из материальных выгод. Удовольствие от заработанных денег будет радовать не так уж и долго, поскольку за них нужно будет расплачиваться душевным комфортом.

Ошибки родителей

  • Требовать от ребенка, чтобы он поступил обязательно в высшее учебное заведение и в первый же год после окончания школы. Университетские «корочки» не гарантируют счастья (и даже высокой зарплаты), если выбор сделан неправильно. А еще ребенок может просто устать учиться и захотеть, получить опыт, который поможет ему сделать правильный выбор в жизни.
  • Настаивать на окончании учебы, если сын или дочь разочаровались в выборе профессии. Нелюбимая профессия принесет больше вреда, чем пользы.

Ольга Николаева

924 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики