Отправной точкой данной статьи стал небольшой факт, упомянутый И.М. Папуловой: «…В родословной Милюковых прослеживается прямая связь с известным государственным деятелем, историком, членом Государственной Думы III и IV созывов, министром иностранных дел Временного правительства Павлом Николаевичем Милюковым». Любопытный факт, который потребовал дополнительного исследования.

Гений места (дух места, гений локуса — калька с лат. genius loci) — в римской религии дух-покровитель того или иного конкретного места (деревни, горы, отдельного дерева).

В книге Иды Моисеевны Папуловой «Клин и клинчане» одна из глав посвящена поиску имения родителей жены Петра Ильича Чайковского, Антонины Ивановны Милюковой.

Антонина Ивановна уроженка Клинского уезда. Ее отец – поручик Иван Андреевич Милюков был владельцем села Карасово Солнечногорской волости Клинского уезда, в двадцати семи верстах от Клина, близ Дмитровского тракта. В 90-е года XX века имение это разыскали несколько исследователей во главе с В.С. Соколовым, автором книги «Антонина Чайковская. История забытой жизни». Имение включало в себя «… сельцо Карасово (с усадьбой), деревни Мостки и Гора, а также несколько лесных «пустошей» и луг в пойме реки Лутосни». Села Карасово и деревни Гора на современной карте уже нет, но сохранилась деревня Мостки. Ориентиром же для поиска места, где стоял барский дом Милюковых служит современная деревня Вельево.

Но не потерянное имение, и даже не имя Петра Ильича стало отправной точкой написания данной статьи. А небольшой факт, упомянутый И.М. Папуловой: «…В родословной Милюковых прослеживается прямая связь с известным государственным деятелем, историком, членом Государственной Думы III и IV созывов, министром иностранных дел Временного правительства Павлом Николаевичем Милюковым». Любопытный факт, который потребовал дополнительного исследования.

Па́вел Никола́евич Милюко́в (15 (27) января 1859, Москва, Российская империя — 31 марта 1943, Экс-ле-Бен, Французское государство) — русский политический деятель, историк и публицист. Лидер Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы, кадетской партии).  Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году. С 1916 года — почётный доктор Кембриджского университета.

Пожалуй, самым достоверным источником о родословной П.Н. Милюкова могут служить его личные воспоминания. Вот что он пишет о своей семье: «О ближайших членах фамилии Милюковых мои сведения особенно ограниченны. Я знаю, что отец Николая Павловича, моего отца, — и, стало быть, мой дед – назывался Павлом Алексеевичем. У нас в семье долго хранились документы XVII столетия – я особенно помню жалованную грамоту одному из Милюковых эпохи Алексея Михайловича, на шелковой подкладке и с висячей восковой печатью: она исчезла из моей библиотеки только во время войны 1914—1918 гг.

Я узнал, что весь этот материал был собран Павлом Алексеевичем на предмет представления в Тверское губернское дворянское собрание – для утверждения моего деда в дворянском звании и занесения его в дворянскую книгу… Последних звеньев генеалогии не хватало, и ходатайство деда не увенчалось успехом; дворяне ему отказали, ввиду этого пробела в родословной, которую оказалось невозможным пополнить наличными данными.

Я впоследствии проверил это через тверских друзей; оказалось верно: в дворянскую книгу линия деда не попала. Заинтересовавшись этим, я достал печатную брошюру о роде Милюковых и прочел в ней, что хотя род этот связан действительно с Тверской губернией, но что имеется целых пять отраслей, которые уже не могут быть в настоящее время сведены к общему родоначальнику. Мало того, из этих пяти линий две – несомненно, не дворянские. У наших предков был обычай втираться, или, как говорили, «вписываться», «влагаться», в ряды известных дворянских фамилий, что чрезвычайно запутало и смешало ряды дворян, записанных в Бархатную Книгу. Так я и остался в неведении, можем ли мы считать себя тверскими дворянами. Все же Павел Алексеевич был, несомненно, из Твери и считал себя дворянином; пробел в его документах мог оказаться случайным, а самые документы, всего вероятнее, действительно хранились в роду…»

Исходя из этого, можно смело утверждать, что прямая связь рода Павла Николаевича Милюкова с родом Антонины Ивановны Милюковой все таки очень сомнительна, так как ее род очень древний, ведет свое начало от Рюриковичей и восходит к Семену Милюку.

Казалось бы все, тупик! Тем не менее, связь Павла Николаевича с Клином и родом Чайковских все таки была найдена.

Отец Павла Николаевича – Николай Павлович Милюков (1825 – 1879 гг.) был архитектором. В 1849 году он окончил Московское дворцовое архитектурное училище (МДАУ) со званием архитектора-помощника. Состоял при МДАУ вплоть до его упразднения в 1866 году. Вместе с директором училища Ф. Ф. Рихтером работал над «Кратким руководством к архитектуре», по которому затем учились несколько поколений воспитанников МДАУ. В 1866—1873 годах служил младшим архитектором Строительного отделения Московского губернского правления, инспектором художественных училищ.

П.Н. Милюков так вспоминает о своем отце: «Сам отец, очевидно, никакими наследственными средствами не обладал. Говорили, что был оставлен на произвол судьбы при переселении семьи в Сибирь с Асташевыми. Он пошел по художественной части: долго хранился в семье его премированный Академией этюд «Христос среди своих палачей» (по-видимому, копия). Я уже упоминал, что он имел скромный заработок, как преподаватель и инспектор двух художественных училищ. Затем он несколько поправил свои средства, получив место городского архитектора». В бытность свою городским архитектором он заведовал строительством в Волоколамске, Звенигороде, Верее и Клину. Вот так неожиданно переплелись судьбы, и эта ветвь Милюковых также не обошла наш город стороной.

Столь же любопытна и тонка связь Павла Николаевича с Петром Ильичом Чайковским. И вновь обратимся к воспоминаниям Милюкова.

«20 октября 1894 г. умер в Крыму император Александр III. Тяжелая плита, наложенная им на русскую общественную жизнь и культуру, казалось, должна была сдвинуться. Русское общество привыкло ждать облегчения от вступления на престол каждого нового императора. Для лекций – (речь идет о лекциях в Нижнем Новгороде, прим. автора)  – отвели огромную залу благородного дворянского собрания – такую же, как московская (теперь Дом союзов). Меня приветствовала избранная публика, густо наполнившая это помещение. По английскому образцу я назначил солидный курс в шесть лекций, а здесь, очевидно, ожидалась общественная демонстрация. Губернатора не было в городе; но в публике присутствовал вице-губернатор Чайковский, брат композитора, и даже местный архиерей: это был как бы знак поощрения со стороны местных властей…»

Анато́лий Ильи́ч Чайко́вский (1 [13] мая 1850—20 января [2 февраля] 1915) — русский судебный и государственный деятель, сенатор, тайный советник. Младший брат композитора П. И. Чайковского.

В эпиграфе к статье стоит определение Гения места, и оно не случайно. Клин, Клинский уезд как не один другой географический объект, подходит к этому определению. Нет такого государственного деятеля, который бы благодаря Государевой дороге не проезжал через Клин. Десятки композитором, поэтов, писателей, художников, музыкантов и ученых находили вдохновение здесь. Неудивительно, что исследователи, краеведы и любители постоянно узнают все новые и новые факты о знаменитых личностях в Клину. Мы постараемся познакомить вас с некоторыми из них в следующих номерах «Клинской недели».

1 223 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики