Промыслы Клинского уезда в XIX веке

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Статья эта основана на достоверных материалах статистических отчётов Московской губернии, отдела хозяйственной статистики за 1879-1883 годы. 5 выпусков. Составители – В. Орлов, И. Боголепов, М. Горбунова и др.

Лес и посуда

Мы знаем (читали и слышали) о промыслах, но… которые считались столь незначительными (по объёмам производства) в рамках волости (не говоря уже о губернии), что в земские отчёты они или не попадали вовсе или упоминались вскользь. Но это не значит, что их не было. Ещё раз напоминаю, что речь идёт об обследовании в конкретные годы.

Лесной промысел в той же Круговской, богатой лесом, волости. О нём писали так: «Круговская волость – это местность, где перевод от глубоко укоренившегося лесного промысла к другим видам промышленности предстоит населению в будущем». А в 1879 в этой волости лесом занимались 184 человека – лесопромышленники, рабочие в лесу и возчики. Сами они говорили так: «У нас рабочие и возчики круговские так сроднились с работой в лесу, что когда не осталось настоящей лесной работы, стали заниматься рытьем пеньев, когда и такой работы на месте оказалось недостаточно, то они вдарились в однородный отхожий промысел».

Встречались упоминания о производстве (именно о промысле) деревянной посуды и мебели в Клинском уезде. Но это были преимущественно волости, отошедшие в другие районы. Но в небольших масштабах оно было и в наших деревнях. Рукодельный крестьянин и миску для себя выдолбит из куска дерева (а речь шла именно о такой посуде), и лавку со столом смастерит (это и называлось мебелью), да и вряд ли будет покупать ложки у мастеров-ложкарей, а также лапти, корзины, бочки, крынки и пр.

Кожевенный промысел, которым занимались в селе Нудоль (там был крупный товар), в Стешино Петровской волости было четыре хозяина (у них товар мелкий), но Стешино сейчас находится за пределами района. В Стешино же был заводик по производству войлока для обивки дверей и штукатурных работ. Сапоговалянием в уезде занимались немного, в Петровской волости это всего две деревни – Трёхденево и Крупенино. Овчинным промыслом занимались в форме местного и отхожего в Троицкой, Соголевской, Круговской и Петровской волостях, – всего 10 человек.

Очешный промысел

Интересен очешный промысел, то есть производство очков. Правда, в уезде делали только оправы, в других же ещё и стёкла обтачивали. Пошёл он из деревни Слободы Трёхденевской волости и возник годах в 1830-х. Слободской крестьянин якобы обучился ему в Петербурге и привёз на родину. Крестьяне из Трёхденева, Борщёва, Микляева, Слободы, Бортниково, Ватолино занимались этим промыслом очень основательно. К примеру, в деревне Ватолино было 18 владельцев, в Бортниково – 23 владельца (40 работающих). Промысел замечательный: не требует больших пространств и непрерывности процесса, сложного и дорогого оборудования, не приносит особого вреда здоровью. То есть заниматься им можно в той же избе, где живёт семья. Мы, конечно, представляем себе, как рубят лес, выращивают огурцы, дубят шкуры, осаждают крахмал и проч. А вот с оправами непонятно.

Знаете, как делались оправы? Проволоку расковывали в узкую пластинку, которая потом получала форму желобка, в него потом вставят стёкла. К ним приваривали жеребийки, к которым прикрепляли заушники. Потом приваривался носочник. Всё это начисто опиливалось, железные оправы лудились, а медные «подсинялись» на раскалённых углях. Ну вот, теперь мы жеребийку с жеребцом не спутаем и лошадку так не назовём.

Дошёл до нас… письменный контракт на обучение: «1876 года, января 1-го дня мы, нижеподписавшиеся Московской губ. Клинскаго уезда, Трёхденевской волости, д. Ватолиной Анна Григорьева с деверем своим Андрианом Сергеевым написали cиe условие в том, что я, Григорьева, отдала ему, Сергееву, своего сына, Никиту Никитина, в ученье очешному мастерству впредь на три года, на таком основании, что он, Никитин, в продолжении означенного срока с Пасхи и до октября 1-го числа может заниматься своими домашними и крестьянскими делами, без вычета в продолжении летнего времени. Обязуюсь я, Никитин, ему, Сергееву, выжить три недели, когда мне, Никитину, будет свободно; и когда я, Никитин, не выберу свободного времени, то обязан отжить после срока. Я, Сергеев, обязуюсь, когда он, Никитин, будет находиться у меня, то одежда, обувь, на руки, на голову – моя, а когда будет дома находиться, то носить должен всё своё. Вести себя я, Никитин, обязуюсь честно и добропорядочно, дурной нравственности не иметь, а снабжать себя всегда к наилучшим занятиям. Он, Сергеев, его, Никитина, за шалости или нерадение к мастерству может наказать, как прилично наказание детям, в чём и подписуемся». Всё ясно и понятно, так ведь?

И многое другое

Были кровельщики, работающие «от Святой до осенних заговен», – всего 3 человека. Женщины наши, как везде, и кружева плели, и вязали, и вышивали, но немного, преимущественно для себя. Что касается нашего уезда, то речи о такой промысловой деятельности не шло, и в отчёты наши мастерицы не попали. По поводу ткачества: 10% населения губернии занималось им. В 1843 году у нас было 26 бумажных фабрик, а к 1871 году – уже 30 бумажных и 9 шерстяных. Речь идёт о надомницах, в избах которых были установлены ткацкие станы, и ткали они, не отрываясь от собственного хозяйства. Но эти территории сегодня отошли к Волоколамскому району. Интересны отчёты по этим промыслам: там и название рисунков (бровочки, вьюнчики, глазочки), а уж перечисление типов тканей – это особый язык. Слышали про такие: демикотонь, жеспе, киргизина, казинет, мозамбик, барежь, молетонь? Если только в русской классике такие слова попадутся.

В различных краеведческих материалах, связанных с Д.И. Менделеевым, мелькали сведения о том, что в Борщёве производили сапоги, в Теренино – кружева, в Овсянниково и Дурасово – расписные шторы, в Боблово – щётки из конского волоса, в Борщёвских местах – гребни из кости. Упоминались гармоники и фуражки. Изготавливали где-то вожжи, шлеи, хомуты и прочее-прочее. Не удивительно, наверняка так оно и было, ведь российский крестьянин умел делать почти всё сам и делал, но говорить в этом случае о масштабных промыслах вряд ли возможно. Или возникли они несколько позже, и потому в отчёты 1880-х не попали.

Но существовали ещё промыслы, мало изученные, о чём тоже упоминается в отчётах. Например, молочное производство, изготовление продуктов на основе молока и их продажа. Или отхожий женский промысел – кухарки, няньки… «Процветал в Клину промысел «воспитание детей из воспитательных домов», о чём так и писалось в отчётах, мол, «были такие промыслы, но плохо изучены».

Татьяна Кочеткова

889 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики