Освобождение от проверок органами государственного пожарного надзора может обеспечить независимая оценка рисков, сообщили нам в отделе надзорной деятельности по Клинскому району ГУ МЧС России по Московской области.
В России с момента вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ от 01.05.2009 «Технический регламент требований к пожарной безопасности» активно развивается внедрение добровольного проведения независимой оценки рисков. Это обеспечивает повышение безопасности жизни и здоровья людей и сохранность имущества, затем — освобождение от проверок на малозначительных объектах надзорных органов, чтобы они могли сосредоточиться на социальных объектах с массовым пребыванием людей и потенциально опасных. Независимая оценка рисков дает снижение нагрузки на предпринимательский сектор, освободив его от контроля государственных надзорных органов, а также противодействует коррупции, обеспечивая прозрачность надзорных функций. Учет заключений независимой оценки рисков выгоден при назначении сумм страховых сборов. В итоге это обеспечивает снижение финансовых рисков для предпринимателей, получение полной картины обеспечения пожарной безопасности на объекте, наличие четкого, согласованного плана действий по поддержанию необходимого уровня безопасности и еще скидки при заключении договоров страхования объекта. Результатом независимой оценки рисков всегда является заключение экспертной организации о состоянии пожарной безопасности на объекте. Оно может подтверждать соответствие или несоответствие объекта защиты требованиям законодательства, а также обеспечение приемлемого уровня риска для жизни и здоровья людей. Профессионально обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности на объекте может только эксперт. Владелец бизнеса может пригласить его провести оценку пожарного состояния объекта, устранить замечания, если таковые найдутся, и получить заключение о соответствии объекта всем нормам и требованиям пожарной безопасности. Для этого достаточно соблюдения всего двух условий: 1) наличие расчета пожарного риска, который математически доказывает, что на объекте нет угрозы жизни и здоровью людей и они имеют возможность безопасно эвакуироваться из здания (при этом риск для имущества предприниматель вправе не рассматривать); 2) выполнение требований пожарной безопасности, которые представляют сложную задачу без участия эксперта. Для того, чтобы снять объект с контроля органами Госпожнадзора, достаточно выполнить эти два действия. Соблюдение правил противопожарного режима — наличие планов эвакуации, проведение тренировок по эвакуации людей, инструктажей и обучения сотрудников — составляет основу расчета пожарного риска. Оценка такого риска проводится в случаях: а) составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых предусмотрено проведение расчета риска; б) обоснования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности.
Расчет пожарного риска на объекте непроизводственного назначения допускается не проводить для: а) объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей; б) хозяйственных построек на дачных, огородных, садовых и приусадебных участках; в) отдельно стоящих зданий и сооружений высотой не более двух этажей, общей площадью не более 300 кв. м и одновременным нахождением не более 50 человек.
С того момента, как объект снят с пожарного надзора, опасаться проверок больше не нужно. Без существенных затрат бизнесмен получает гарантии безопасности и защиту от коммерческих рисков и штрафов. Повторный расчет пожарного риска может потребоваться только в случае реконструкции здания или перепланировки. Оценка пожарных рисков проводится только компетентными компаниями — сертификационными органами, имеющими соответствующую аккредитацию.
Цифра
Через 3 года достаточно документально подтвердить снятие объекта с контроля. При этом расчет пожарного риска не потребуется.
Виктор Стрелков