Вчера, 26 апреля, в Московской областной думе на круглом столе обсудили проблему зацепинга — экстремального и крайне опасного передвижения с внешней стороны транспортных средств в запрещенных местах, и способы борьбы с ним.
В основном зацепинг пользуется популярностью среди молодежи — юношей и девушек в возрасте около 18 лет. Они снаружи цепляются к вагонам железнодорожного подвижного состава за поручни, лестницы, забираются на крыши, на открытые переходные и тормозные площадки. В социальных сетях зацеперы активно обсуждают маршруты и собираются в группы для новых поездок, после чего делятся фотографиями, видео и адреналиновыми впечатлениями.
Но мало кто думает о последствиях, да и штраф-то за нарушение порядка проезда на общественном железнодорожном транспорте всего 100 рублей. По мнению участников круглого стола, ужесточение данного вида административной ответственности может существенно способствовать снижению активности зацеперов. От такого увлечения в 2014 году в Подмосковье пострадали 46 подростков, а в 2015 уже 54. Несчастные случаи в основном происходят из-за падения с поезда во время движения, в том числе под рельсы идущего состава, столкновений по ходу движения с платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей. Молодежь погибает от удара электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста, в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резисторам и токоведущим высоковольтным шинам.
«Когда я училась в университете в другом городе и каждый день ездила на электричках, то зачастую встречала ребят, которые веселясь залазили между переходов в вагоны, раздвигали двери и почти полностью высовывались наружу, проезжая с ветерком. Бывало, на них ругались пассажиры, иногда ловила охрана. Но в большинстве случаев им не доставалось», — рассказывает одна из читательниц «Клинской Недели» Татьяна.
В рамках реализации 15-летнего транспортного соглашения, подписанного в 2015 году между правительством Московской области, правительством Москвы и центральной пригородной пассажирской компанией («ЦППК»), сформирована программа обновления подвижного состава до 2030 года, которая учитывает актуальность борьбы с зацеперами. Новые поезда серии ЭП2Д после прохождения процедуры сертификации уже в этом году закупит «ЦППК» у Демиховского машиностроительного завода. И если сейчас молодежь с помощью поручней и подножек, предназначенных для локомотивных бригад, забирается на крышу или на боковую сторону вагона, то конструкция поездов серии ЭП2Д помешает им туда попасть.
Дарья Беляева