Как утонула правда о браке…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Клин всегда жил одной судьбой со всей советской страной, которая к середине 1980-х годов накопила множество проблем, крепкими путами обвившими ее ноги, тормозившими ее развитие. Проблемы нужно было срочно устранять и в первую очередь уменьшить экономическую отсталость, тесно связанную с господствовавшей тогда идеологией и менталитетом предыдущих руководителей СССР.

Решать накопившиеся задачи с помощью «ускорения» — очередного количественного шага на пути подъема экономики страны — довелось ЦК КПСС во главе с Михаилом Горбачевым.

Стремясь повысить качество советской продукции и уменьшить зависимость экономики страны от импорта, на который тратилось почти 20 млрд долларов дефицитной валюты в стране, ЦК КПСС и Совет Министров СССР выпустили 12 мая 1986 года.

Постановление № 540 «О госприемке». Сразу же в мае аналогично военной приемке качества продукции стали вводить бюрократические отделы промышленной госприемки для борьбы с недисциплинированностью и пофигизмом на предприятиях. В обязанность отделов госприемки входил контроль четкого исполнения ГОСТов и ТУ, стандартов и технических условий, нарушения которых пропускали, закрыв глаза, свои цеховые отделы технического контроля — ОТК, материально зависимые от предприятия, и территориальные органы стандартов. Новые органы, став финансово независимыми от предприятий, сразу стали плевать на план, кормящий рабочих завода, и на основу социалистического планового хозяйства. Пропуская качественную продукцию, госприемщики начали лихо и круто закручивать гайки до упора, тем самым количественно парализуя работу всей большой цепи предприятий страны. Ведь почти каждое предприятие выпускало какой-либо компонент или комплектующие детали для другого предприятия.

На клинском предприятии «Термоприбор», да, наверное, и на других разнообразных предприятиях по всей стране, цеховые технологи очень сильно боялись утренних обходов «врачей-госприемщиков», которые «лечили» придирками, цепляясь к любым недостаткам в производстве продукции, сверяясь только с ГОСТами и ТУ. Да и читали они документацию по стандартам не очень вдумчиво, желая оправдать свою высокую зарплату, превышавшую почти в 2 раза зарплату инженерно-технического работника цеха. Деньги застили им разум в их чиновничьем рвении.

Однажды, принимая готовую продукцию, госприемщица обратила внимание мастера цехового ОТК и технолога на то, что капилляр термометра кривой. Это бросалось в глаза сразу. Недолго думая, девица забраковала всю партию термометров на складе и, приостанавливая отгрузку продукции потребителю, срывала тем самым контролировавшийся министерством план сдачи термометров цехом и заводом. Сигнал о задержке отгрузки термометров со склада дошел до главного метролога, от него — до начальника службы госприемки, который согласился с тем, что, несмотря на всю явную неказистость термометра, нарушений ГОСТа нет, так как максимальная кривизна капилляра не выходит за окончание штриха шкалы и отсчет температуры можно провести вполне точно. В тот раз план спасли.

Знали бы эти «неподкупные» варяги-дилетанты, буквоеды и стражи технической точности, что термометрические ГОСТы изначально согласовывались с заводом «Термоприбор» так, чтобы советские термометры можно было производить быстро, дешево и много.

Очень не любило начальство цехов, с трудом всегда выполнявшее план штурмовщиной из-за неритмичности поставок сырья и комплектующих от смежников, оправдываться перед этими властными новичками-неучами, смиряя свою ветеранскую профессиональную гордость. Работниками госприемки, конечно, назначались дипломированные специалисты всяких областей человеческих знаний, но на «Термоприборе» среди них не было специалистов ни по стеклу, ни по производству термометров. Главной задачей они на первом этапе становления своей службы считали поимку бракоделов за руку.

Время показало, что госприемщики так толком и не вышли на второй этап — этап технологического предупреждения брака. Помимо того что не было специалистов, для преодоления массовых дефектных мелочей нужны были более точные приборы, оснастка пооперационного контроля и более совершенные технологии, основанные на последних достижениях науки и техники. А культура производства по мановению указа — волшебной палочки — не создается, как думали мудрецы из ЦК КПСС. Мировой зарубежный опыт показывал, что она не создается на ровном месте, а прививается инвестициями, конкуренцией, потребностью общества и временем. Для этого нужно постоянно вкладывать деньги советских налогоплательщиков в развитие достижений, а не только в оборонку и в сомнительные «дружеские» режимы просоциалистических стран по всему земному шару.

Сколько литров чистого медицинского спирта подарено сотрудникам госприемки, чтобы смягчить их труднорастворимую твердость! Сколько льготных туристических путевок для их семей выделил заводской профсоюз! Сколько разных бытовых поделок (не взяток!) по индивидуальным заказам для дачи и автомобиля, дома и семьи делалось для них в цехах завода споро и бесплатно! Поэтому правду о браке в этой длинной и сложной технологической цепи производств найти было невозможно, поскольку создалась всеобщая и долго накапливаемая технологическая отсталость страны, тормозившая ее движение в ногу с общемировой скоростью.

В своих ежемесячных отчетах госприемщики, не умея дешево и быстро предложить что-либо технологически дельное для уменьшения брака, сваливали вину с подачи цеховых технологов на бракоделов — поставщиков сырья и комплектующих, тоже контролируемых такой же госприемкой. Взаимные жалобы на коллег-госприемщиков не приводили к улучшению дел. Внутри системы пошли склоки, которые начали ее губить изнутри. Искусственно созданный на ровном месте орган — фильтр жесткого контроля для борьбы с единичным браком быстро засорился массовым потоком брака из-за многолетней стимуляции количества продукции, а не ее качества. Производственная цепочка советской промышленности рвалась госприемкой почти одновременно во многих местах. Пришлось работу этого фильтра ослаблять. Для начала компартия приказала госприемке закрывать глаза на мелкие погрешности выпускаемой заводами продукции, а через полтора года она же вообще ликвидировала этот чисто административный тормоз советской промышленности, мешавший «ускорению» в стране. Так произошел следующий провал громких цековских решений по улучшению экономики, не трогавший идейной сущности развитого социализма.

ВЛАДИМИР СОКОЛОВ

На фото: В советские времена материально поощрялось валовое производство продукции, а за качество предусматривалось лишь моральное поощрение, из-за чего товары из СССР не выдерживали конкуренции на мировом рынке.

Источник — газета «Клинская Неделя» №43 за 2017 год

906 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики