И всё-таки 1190 год…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Сегодня в исторической науке в России годом основания города принято считать первое упоминание о нем в любом достоверном письменном источнике или в летописи. Хотя историкам хорошо известно, что письменные источники уничтожались огнем, временем, заинтересованными группами лиц в угоду господствующим в свое время людям и их взглядам. Все основные известные летописи сегодня являются более поздними списками, относящимися уже к XV — XVI векам.

Незаконченную работу «Лексикон Российский исторический, географический, политический и гражданский» одного из первых историков России Василия Татищева можно назвать первой русской энциклопедией, которая состоит из географических, экономических и исторических статей. Начал свой знаменитый труд Василий Никитич будучи на государевой службе губернатором Астрахани в 1745 г., продолжил работу, выйдя в отставку и поселившись в свою родовую усадьбу Болдино в Клинском уезде, располагавшуюся рядом с Клином. Поэтому о нашем городе он не мог не знать.

В его «Лексиконе» есть статья: «Клин, город Московской провинции, от Москвы к северо-западной стороне 83 версты, при реке Сестре в узкой луке, отчего он имя получил. О построении его нигде не написано, токмо в исходе втораго на десять ста упомянут, и был ко княжению Переславльскому, потом к Тверскому, напоследок к Московскому княжению достался, и ныне в Московской провинции.

Его уезд граничит с Тверским, Кашинским, Дмитровским и Волоцким уезды. Он хотя местами великими лесами наполнен, от которых крестьянство наиболее деньги получают, однако ж довольно жил, и жито посредственно родится».

Василий Татищев имел доступ к древним летописям, обнаружил и ввел в оборот Иоакимовскую летопись, составление которой принадлежит новгородскому архиепископу XI века Иоакиму. Василий Никитич относил основание нашего Клина к 90-м годам XII века.

Но точного года основания города он не назвал, хотя отнес эту дату, как видно из его статьи о Клине, к 1190 годам. Часть татищевского архива, в том числе и летописи, сгорели в Москве во время пожара 1812 г. В этом пожаре сгорели многие древние летописи, и сегодня все основные летописи являются более поздними списками, относящимися уже к XV — XVI векам.

Историк, публицист, общественный деятель Аполлон Кузьмин отстаивал подлинность «Истории Российской с самых древнейших времен» Василия Татищева. Он особо отметил его заслуги в источниковедении: «В высшей степени примечательно, что весь первый том его труда был посвящен анализу источников и всякого рода вспомогательным разысканиям, необходимым для решения основных вопросов. Именно наличием такого тома труд Татищева положительно отличается не только от изложения Карамзина, но даже и Соловьева. В XIX веке вообще не было работы, равной татищевской в этом отношении. …Вклад Татищева в изучение отечественной истории высоко ценили М. П. Погодин, С. М. Соловьев, М. О. Коялович, М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков, А. Л. Шапиро и другие.

«История российская» в течение продолжительного времени служила своего рода образцом исторического исследования». Исследователь истории Василия Татищева Александр Данилов отмечал: «В XIX веке учеными было проведено тщательное сличение «Истории Российской» с текстами летописей, по результатам которого была признана добросовестность Василия Никитича как историка. Другое дело, что не все из летописей, использованных им для написания «Истории», дошли до нашего времени. После смерти Татищева в его доме случился пожар, сгорела уникальная библиотека, в которой хранились многочисленные исторические документы. То, что Татищев пользовался летописными свидетельствами, которыми не смогли воспользоваться историки более поздних времен, подчеркивает ценность и даже уникальность проведенной им работы».

Поэтому с полным доверием можно относится к трудам Василия Никитича. Клин отмечает свой 700-й день рождения, исходя из упоминания в Никоновской летописи под 1317 годом, а упоминание в «Лексиконе» Василия Татищева под 1190 годом намеренно забыто.

Дату из Никоновской летописи группа клинских краеведов приурочила перед празднованием 60-летия Великой Октябрьской Социалистической революции в 1977 году. То есть по политическим мотивам изменена и обоснована новая дата упоминания Клина, хотя до этого такой датой считался 1234 год.

Первое упоминание в летописи древнего Ярославля относится к 1071 г., когда на северо-востоке Руси, на берегах Волги вспыхнуло восстание смердов, которое возглавили «два волхва от Ярославля». Василий Татищев в труде «История Российская» точно указывает время его перехода на новгородское княжение. Это 1010 год. Таким образом, последний год княжения Ярослава в Ростовской земле принят как дата основания Ярославля, и в 2010 году отмечено тысячелетие города. В 1213 г.

Кострома впервые упоминается в Воскресенской и Тверской летописях в связи с борьбой между сыновьями Всеволода Большое Гнездо. Но самую распространенную дату основания Костромы — 1152 год — предложил Василий Татищев. Он же связал это событие с деятельностью Юрия Долгорукого. Считается, что Василий Никитич опирался на не дошедшие до нас источники. Кострома официально отмечает указанную татищевскую дату. Таких примеров можно привести много.

Древние русские города, огороженные укрепленные селения, по мнению исследователейисториков, располагались на расстоянии от 50 до 70 километров друг от друга, что связано с расстоянием, которое может пройти лошадь с груженой телегой, санями за дневной переход. Торговый путь из Ростова Великого в Смоленск пролегал через Переславль-Залесский — Радонеж — Дмитров — Клин — Волок Ламский — Гжатск и далее по старой смоленской дороге. Дмитров упоминается под 1154 годом, а Волок Ламский — под 1135 г. Между Клином и этими городами расстояние 60 километров.

По данным археологии, славянское племя занимало территорию 30 на 40 километров и отделялось друг от друга 20-километровой ничейной, нейтральной полосой. В данном случае также получаются те же 60 километров. Племя имело от 5 до 15 поселений. Городом, по моему мнению, становилось то, чье положение оказывалось наиболее выгодным, то есть располагавшимся на торговом пути или на их пересечении. Этому условию древний Клин полностью соответствует.

Полагаю, что нужно исключить двойные стадарты, а справедливость должна восторжествовать, и необходимо вернуть городу 127 лет и отмечать первое упоминание города в 1190 г.

На фото: Почти все древние летописи уничтожены временем, пожарами и людьми, а потому прямых документов о том, что точно происходило в те времена, не так уж и много

МИХАИЛ ТОМИЛИН

Источник — газета «Клинская Неделя» №49 за 2017 год

1 093 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики