Откуда у деревни имя?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Быт народа лучше всего раскрывает его душу, мировоззрение, отношение к природе, смекалку, а бытовые названия отразились и в топонимике любой местности. Ответственный секретарь клинского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Михаил Томилин уже рассказывал, как в названиях деревень отразились традиции скоморохов, ремесленников, живших на клинской земле («Клинская Неделя» №№ 1, 2).

У жителей практически каждой русской губернии и даже местности были свои собственные прозвища. Например, жителей Тверской земли издавна называли «козлами». Известно, что это животное для Твери имеет особенное значение, отмечает исследователь истории Мария Ахметова: «…еще в 13 веке в этих местах было начато производство изделий из шкур козла.

До 18 века Тверь была в России самым крупным и фактически единственным поставщиком изделий из козлиных шкур. Здесь находилась сафьяновая слобода, где занимались выделкой козлиных кож для пошива по заказу царского двора сафьяновых сапог». Существуют и другие версии, но указанная раскрывает суть названий да и характер тверичей – упрямый, задиристый.

Если вспомнить, как против Москвы выступали, то все признаки тому образу соответствуют.

А Клинская земля почти до конца XV века принадлежала Твери. Поэтому на ее территории есть названия, связанные со словом «козёл». Это и три деревни Козлово, располагавшиеся на реках Котельня, Нудоль, Локнышь, и деревни Козино рядом с деревней Зубово и Козяева на Большой Сестре, и пустошь Козлякова на реке Палишна, и река Козловка – правый приток реки Локныш.

К северо–западу от Решетникова располагалась пустошь Козино, а пустошь Козловцево – на реке Вельга. Все эти названия связаны с заготовкой и выделкой козлиных шкур для производства сафьяновых сапог и другой обуви, например поршней – старинной русской обуви, которая дала выражение «шевели поршнями».

На реке Долбица в Клинском уезде жила деревня Шорниково, названная по ремесленнику, шорнику, изготовлявшему конскую упряжь, в том числе шоры — боковые наглазники, которые надевают на лошадь для ограничения ее поля зрения. «Зашоренными» называют людей, не способных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии, хотя мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Шоры дали название профессии, скорее всего, потому, что шоры больше, чем узда смиряли буйный нрав лошади.

Так же на реке Долбице находилась деревня Кочедыково. Соласно словарю Владимира Даля кочедык, кочадык, коточик, костыг – это лапотное шило, свайка, инструмент для плетения лаптей – распространенной на Руси в старину обуви, сплетенной из древесного лыка, бересты или пеньки. Спрос на лапти был во все времена и в тяжёлые годы времен войн и нашествий.

Их носили даже в 20-30–е годы XX столетия. С лаптями, их плетением связаны названия деревни Лаптева у села Головково, левого притока Малой Сестры — реки Лапотня. Видимо, в старину по её берегам заготавливали лыко.

Даже Боголепова пустынь располагалась на пустоши Лаптево. Существует мнение, что лапти служили ритуальной обувью.

Они снашивались за несколько дней, а кожаная обувь служила даже не годами, а десятилетиями. При этом никакого дефицита кожи не испытывалось. Существовал её переизбыток – шкуры коров, овец, коз, свиней и другой скотины. Все крестьяне и даже горожане держали домашний скот.

О лаптях русский народ оставил светлую память в пословицах и поговорках: «Лапти сплёл, да и концы схоронил», «Поменял сапоги на лапти», «Сегодня гули да гули, а завтра в лапти обули», «Сегодня гули, завтра гули, а там, смотришь, гули и в лапти обули», «Гули не одного в лапти обули», «Гули да гули, ан в лапти и обули».

В наше время появилась грустная поговорка «Лапти сплёл», то есть умер.

Другие ремесла тоже оставили свой след в географии. В деревне Кондырево жители, видимо, занимались пошивом одежды, потому что кондырь — стоячий воротник, обшлаг или козырек.

Название деревни Ватолино тоже указывает на род занятий его жителей – катание валенок из ватолы, овечьей шерстяной ткани, из которой также шили пальто и одеяла, попоны для лошадей на зимнее время. На реке Каменка располагалась пустошь Ватолино.

Деревня Печкина на реке Вяз сейчас находится в черте города Высоковска и говорит о печниках, которыми она славилась, а сельцо Караваево на реке Катышь, возможно, связано с языческим капищем. Ведь каравай в языческие времена служил жертвенным хлебом. Возможно, на месте, где располагалось сельцо, располагалось капище. Пустошь Кузнецова и деревни с таким же названием говорят сами за себя.

Имена деревни Смольниково на реке Локныш и села Смолинское на реке Большая Сестра связаны с добычей смолы – смолокурением. На юге Клинского уезда деревня Шапкино по одной из версий, носит название по прозвищу родоначальника «Шапка».

Неизвестно, по какой причине получил человек такое прозвище. Может быть, он носил какую-то особую шапку, может, не снимал головной убор ни при каких обстоятельствах, может, с ним произошел какой-то запомнившийся окружающим случай, связанный с шапкой. Однако таким прозвищем могли наделить шапочника, который изготовлял или продавал головные уборы.

Пустошь Лелявино на реке Дорнека, притоке Каменки свое имя, возможно, получила тоже от прозвища «Лелява», которое, в свою очередь, ведет свое начало от устаревшего слова «леля», означавшего крестную мать; детскую игрушка, детскую рубашечку.

Оно могло относиться и к так называемым профессиональным именованиям, содержащим указание на род деятельности предка: вероятно, он был мастером по изготовлению игрушек или портным.

На реке Берёзохоть на месте древней деревни обосновалась пустошь Коромыслово. Ежедневно русские женщины отправлялись за водой или с бельём на реку. Источник воды был и местом, где они общались, узнавали последние новости. Чтобы переносить тяжелые вёдра с водой, применялось коромысло – дугообразная палка, на концах которой крепились металлические крючки для вёдер, а посередине – металлическая пластина, чтобы коромысло не треснуло под тяжестью.

Более древнее коромысло не имело металлических элементов, а вместо крючков делались для ведер выемки в дереве. Коромысла производили из липы, осины, ивы, потому что их древесина отличалась гибкостью и упругостью. Носили вёдра коромыслом на одном плече или другом попеременно, а не такие большие вёдра и на двух плечах.

Народная мудрость гласит «Бабий ум – бабье коромысло: и криво, и зарубисто, и на оба конца»; «Пыль столбом, дым коромыслом не то от пляски, не то от таски». В избе дым от табака и источников огня, называвшийся в древности духаном, поднимаясь вверх, витал у стен ближе к полу, то есть приобретал форму коромысла.

Само слово «коромысло» происходит от слов «ромы» — рамы, раменья, плечи – и «сло» — ослоп, то есть жердь, палка. Получается, что коромысло – это палка к плечам. Придумал ее только русский человек.

Многие народы переносят предметы на голове без изысков и смекалки. Важно облегчить путь. Центр тяжести человека находится в районе солнечного сплетения, и если ведра нести в руках, то центр тяжести опускается ближе к паху, да и ведра с водой руки оттягивают.

Идти тем легче, чем выше центр тяжести. Эту задачу и решает коромысло.

А еще оно позволило определять древнему русскому предстоящую погоду. Например, поздним вечером смотрел на серп луны, и если он находился под наклоном словно крючок под ведро, то погода будет хорошей, которая так и называлась «вёдро».

На Клинской земле протекал ручей Ведеришка (Вздеришка по другим источникам), впадавший в реку Нудоль, и левый приток реки Липни – река Ведеришка (Вздеришка). Названия ручья и реки говорят о чистой, прозрачной воде.

Топонимика родной земли рассказывает нам о занятиях и ремёслах наших предков, об их смекалке и способности выживать в трудных условиях.

МИХАИЛ ТОМИЛИН

1 805 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики