От XIX века до перестройки — изучаем старую Москву по отечественному кинематографу.
Каникулы — лучшее время, чтобы пересматривать старое доброе кино. Предлагаем совместить ностальгические просмотры фильмов с прогулками по местам их съемок. Для удобства все точки нанесены на карту — не забудьте посмотреть на нее, перед тем как пойдете гулять.
«Сибирский цирюльник»
У «Сибирского цирюльника» обширная география съемок — масштабное полотно о загадочной русской душе снимали в старинных русских городах Костроме и Горбатове, а еще в Чехии, Португалии и на юге полуострова Сетубала. Главная же натурная съемка прошла в Москве. Сцену масленичных гуляний, во время которых генерал Радлов лихо уходит в запой, выпив водки по просьбе американской гостьи Джейн, снимали в парке «Новодевичьи пруды».
Палатки, балаганы и толпы гуляющих разместились на Большом Новодевичьем пруду. Как назло, со снегом в тот год в Москве было плохо, стояла небывало теплая для зимы погода. Так что уже начавший таять лед укрепили досками и забросали искусственным снегом и солью. Снимали под присмотром сотрудников МЧС — те указывали на участки, по которым еще можно было ходить.
«Три тополя на Плющихе»
Название фильма Татьяны Лиозновой, конечно, стоило бы писать с двойными кавычками — «“Три тополя” на Плющихе». Конечная точка маршрута, по которому едут таксист Саша (Олег Ефремов) и его пассажирка Нюра (Татьяна Доронина), — кафе «Три тополя». Эта неопределенность — какие-то тополя, какая-то Плющиха — задает тональность всей картине, в основу сценария которой лег рассказ Александра Борщаговского о встрече двух людей в большом городе. Кажется, это судьба, но встреча ничем не заканчивается.
Нюра, приехавшая с чемоданом деревенской ветчины в гости к столичной родне, садится в такси на Комсомольской площади. Ехать на Плющиху, но с собой у нее только рубль 12 копеек, о чем она сразу предупреждает водителя. За эти деньги она прокатится по всему центру Москвы — увидит и только что построенные дома-книжки на Новом Арбате (тогда — часть проспекта Калинина), и Манежную площадь (еще без фонтанов — они появятся только в 1997 году), и здание кинотеатра «Горизонт» в первозданном виде.
Кафе «Три тополя» было сооружено в 6-м Ростовском переулке. А сцены в квартире нюриных родственников снимали в настоящей квартире в так называемом Доме архитекторов (Ростовская набережная, дом 5) — хозяева уехали на дачу, предоставив кинематографистам свое жилье.
Кстати, Плющиха в фильме появилась почти случайно: рассказ, по которому снят фильм, называется «Три тополя на Шаболовке». Коррективы внесла Татьяна Лиознова — Шаболовка прочно ассоциировалась с телевидением, и режиссер хотела избежать ненужных аллюзий.
«Служебный роман»
Героев своего фильма режиссер Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский расселили в соответствии с иерархией, принятой в статистическом учреждении, где они работают, и московскими реалиями 1970-х годов. Все места были своеобразными маркерами для москвичей — по месту жительства сразу понятно, кто есть кто.
Начальница Калугина, героиня Алисы Фрейндлих, живет в престижном доме-свечке на Большой Никитской — к моменту съемок он только-только был сдан в эксплуатацию и заселен важными персонами. Дом пижона Самохвалова (Олег Басилашвили) — в самом центре, на улице Горького (сейчас — Тверская). Стеснительного отца-одиночку Новосельцева отправили в переулок Чернышевского, неподалеку от современной станции метро «Достоевская», — тогда это был обычный спальный район.
Статистическое учреждение снимали в трех местах. Экстерьер взяли у здания Министерства речного флота СССР на углу Петровки и Кузнецкого Моста, интерьеры построили в павильоне Мосфильма. А сцену на террасе, куда «мымра» и «сухарь» Калугина уходит поплакать, снят на крыше легендарного Дома Нирнзее — первого московского небоскреба, построенного в 1913 году, или «тучереза», как его тогда называли.
Небывалая высота здания в проекте — девять этажей! — напугала комиссию по строительству. Нирнзее просили уменьшить этажность, но он настоял на своем. Дом, вопреки опасениям, стоит на своем месте уже второй век. А кино на его крыше снимают практически с первых лет существования. В 1915 году здесь был оборудован зимний съемочный павильон товарищества «Венгеров и Гардин».
«Иван Васильевич меняет профессию»
«Красота-то какая! Лепота!» — говорит Иван Грозный в исполнении Юрия Яковлева, царственно окидывая взглядом Москву с высоты птичьего полета. Точнее, с балкона только что построенного дома по адресу: Новокузнецкая улица, дом 13, строение 1. Именно здесь расположена квартира изобретателя Шурика, открывшего портал из советской Москвы в средневековую.
Внешний вид современного 13-этажного зигзагообразного здания соответствовал замыслу режиссера как нельзя лучше — в таком доме и должен был жить гений инженерной мысли. А вот его расположение не подошло. Но это было исправлено в процессе монтажа. Глазами вышедшего на балкон Грозного мы видим не только Новокузнецкую, но и Кутузовский проспект и Новоарбатский мост, снятые с верхнего этажа одного из домов-книжек.
«Покровские ворота»
Фильм «Покровские ворота» заканчивается сносом дома, в котором жили его герои. На самом же деле здание, где была снята большая часть фильма, до сих пор стоит на своем месте, но не у Покровских ворот, а в Нащокинском переулке.
И оно даже стало выше — в 1990-е годы небольшой особняк XIX века обзавелся третьим этажом, мансардой и балконом. Изменился и двор дома со стороны Гоголевского бульвара, в котором герои играли в домино под звуки скрипки мальчика Яши из соседнего дома, — нет гипсового футболиста, а вместо песка теперь асфальт.
«Москва слезам не верит»
Юные Катя (Вера Алентова) и Людмила (Ирина Муравьева), недавно приехавшие в Москву, отчаянно утоляют культурную жажду. Подруги посещают фестиваль французского кино в Театре киноактера, где им удается перекинуться парой слов с начинающим актером Иннокентием Смоктуновским, разглядывают сияющие витрины магазинов, слушают Андрея Вознесенского на площади Маяковского (сейчас — Триумфальная).
Съемка последней сцены по каким-то причинам задерживалась. Массовка, собравшаяся перед памятником Маяковскому, зашепталась. Родилась шутка: Меньшов думает, как снимать — закапывать подземный переход или заново строить «Современник». Старое здание легендарного театра было снесено в 1974 году, а действие первой части фильма разворачивается в 1950-е.
Самым престижным жильем в Москве 1950-х были высотки. В высотку на площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь) героинь заносит судьба — пожить, пока хозяева на даче. Зовут только Катю, но Людмила не может упустить шанс отдохнуть от общежития и прикоснуться к красивой жизни.
Бытовые проблемы юных героинь были хорошо знакомы и Владимиру Меньшову, и его супруге Вере Алентовой, исполнившей главную роль. Как рассказывал режиссер, фильм «Москва слезам не верит» стал для них отчасти автобиографическим — как Катя и ее подруги, в юности они приехали покорять Москву, жили в общежитиях, мало спали и много работали.
«Карнавал»
«Какой у вас город красивый! Прям как заграничный!» — завороженно говорит Нина, героиня Ирины Муравьевой, оглядываясь на дома-книжки на проспекте Калинина. Она впервые в жизни приехала в Москву к отцу, когда-то оставившему ее с матерью в маленьком городке.
У Нины много планов — поступить в театральное училище, познакомиться с интересными людьми и стать знаменитой артисткой. Но столичная жизнь обернется для нее лишь карнавалом, и к Новому году она вернется домой — ухаживать за заболевшей мамой.
Татьяна Лиознова часто говорила, что «Карнавал» — фильм о ней самой, хотя, в отличие от Нины Соломатиной, она родилась в Москве. Прочитав одноименную повесть Анны Родионовой, режиссер предложила писательнице вместе создать на основе ее текста киносценарий. Сцена с заболевшей матерью главной героини была добавлена Лиозновой — во время съемок заболела ее собственная мама.
«Я шагаю по Москве»
Самый легкий и веселый фильм о Москве 1960-х — гимн молодости, простоте и дружбе. Настолько на первый взгляд незамысловатый и добродушный, что даже начальники из Госкино, посмотрев его, опешили: не слишком ли оптимистично и вообще — где смысл? А смысл самый простой: Москва — город, в котором живут хорошие люди.
После премьеры в столицу хлынула масса ребят и девушек из провинции — им хотелось увидеть все своими глазами и попасть в такое же славное приключение, как сибирский монтажник Володя, нашедший в Москве отличных друзей. Георгию Данелии даже пришлось оправдываться перед девушкой, увидевшей столицу совсем не такой, как в кино: на вокзале у нее украли деньги, а потом забрали в отделение милиции, приняв за преступницу.
Фильм «Я шагаю по Москве» стал главной киносказкой 1963 года. Столица предстает в нем такой же юной и свежей, как его персонажи, городом, будто вчера отстроенным. Куда бы ни пришли герои Никиты Михалкова, Алексея Локтева, Евгения Стеблова и Галины Польских, все здания и объекты кажутся новыми. Прекрасно показанный Парк Горького выглядит совсем молодо — и старинный Зеленый театр, и Ландышевая аллея, появившаяся здесь еще до рождения актеров.
«Курьер»
Финальная сцена «Курьера» заставила зрителей в 1986 году широко раскрыть глаза и позабыть обо всех эскападах главного героя Ивана, завалившего вступительные экзамены на истфак и коротающего лето до армии в редакции толстого научного журнала, куда мама пристроила его курьером.
Впрочем, даже сейчас финал очень впечатляет: на протяжении пятиминутной композиции Rock It авангардного американского джазового пианиста Херби Хэнкока группа подростков танцует брейк-данс на спортплощадке во дворе спального района. Иван (Федор Дунаевский), только что переживший первую личную драму, смотрит на них, а потом замечает солдата, возвращающегося через двор домой. Кажется, он встречается со своим будущим.
Ударную сцену снимали в Раменках, на спортивной площадке недалеко от школы № 1118. За 30 лет все немного изменилось, но прогуляться с Херби Хэнкоком в наушниках здесь однозначно стоит и сегодня.
«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»
Строптивая красавица Александра (Татьяна Друбич), уличенная отцом в неприличном поведении, отправляется готовиться к экзаменам в ссылку — бабушкину квартиру, полную пыли, фарфора и ретронарядов. Едва отец запрет дверь, она вылезет в окно и сбежит к соседу — им оказывается 15-летний сирота, наследник белоэмигранта князя Лобанова-Ртищева и просто отличный парень Митя.
Старая коммуналка, где Митя живет с постоянным пациентом психиатрической больницы Толиком (Александр Баширов), станет экстравагантной декорацией ко всем их комическим и трагическим приключениям.
Один из самых китчевых, странных и красивых фильмов перестроечного времени был снят в доме 2/1 на улице Каменная Слобода недалеко от Арбата. Все съемки прошли в квартире 2 на втором этаже трехэтажной части дома и на крыше одноэтажной части.
Источник: www.mos.ru