Ученые создали очищающую организм от «спящего» ВИЧ молекулу

Американские биологи выявили возможность ВИЧ мешать зараженным клеткам в запуске программы самоуничтожения. Ученые научились инициировать ее принудительно, сообщил журнал PNAS.

По словам авторов исследования, удивительно насколько избирательно действует столь простая терапия.

«Отключение гена SAF приводит только к самоуничтожению зараженных клеток, в то время как их здоровые „соседи“, которые получили ту же дозу генной терапии, никак на нее не реагируют», — заявил Дэвид Расселл из Корнеллского университета.

В настоящее время заболевшие ВИЧ люди иногда остаются в живых долгие годы, принимая антиретровирусные препараты. Эти вещества подавляют репликацию вируса в клетках организма. Часто они обладают сильными побочными эффектами, и врачи вынуждены прекращать их использование на некоторое время. Тогда болезнь снова проявляет себя.

ВИЧ интенсивно восстанавливается и часто приобретает прежние масштабы всего за пару недель. При этом вирус находится не только в Т-клетках, которые он обычно заражает, но и в лимфатических CTLA4-клетках, а также в макрофагах, которые уничтожают бактерии и токсичные частицы.

Американцам удалось найти уязвимость вируса в ходе изучения его влияния на работу генов, кодирующих разные белки, и на участки ДНК, отвечающие за сборку длинных молекул РНК. Вырастив определенное количество макрофагов, ученые привили им ВИЧ, перевели инфекцию в хроническую стадию и определили концентрации разных РНК внутри них.

Выяснилось, что молекула и связанный с ней ген SAF, отвечают за регулирование программы клеточного самоуничтожения, а раковые клетки с высокой концентрацией этой РНК намного реже уничтожают себя при обработке химиотерапией.

Ученые предположили, что ВИЧ способен искусственно поддерживать высокие уровни SAF в зараженных макрофагах. Это мешает ликвидировать очаг заболевания. На основе этой гипотезы была собрана более короткая молекула РНК. Она при соединении с SAF и мешает ей воздействовать на рецептор FasR, который запускает процесс самоуничтожения.

Изобретение можно использовать при борьбе с ВИЧ, не затрагивая деятельность всего остального организма. Авторы исследования разрабатывают более безопасные версии своей РНК-терапии.

Источник: 360tv.ru