В третий день Международного фестиваля П.И. Чайковского в Клину зрителям представили новое прочтение оперы П.И. Чайковского «Иоланта». Новое прочтение никого не оставило равнодушным, вызвав бурю обсуждений и споров.
Гламурные девицы, селфи и фото в любой обстановке, татуировки, видеонаблюдение, телохранители в зрительном зале – так необычно был подан визуальный ряд классической оперы П.И.Чайковского «Иоланта». В оригинале, написанном великим композитором по мотивам поэтической драмы Генриха Герца «Дочь короля Рене», действие происходит в ХV веке. Но режиссер Сергей Новиков (лауреат конкурса «Нано-опера» и начальник управления президента по общественным проектам) перенес действие в наши дни.
Предыстория
Перед началом премьеры к клинчанам обратилась Нармин Ширалиева, министр культуры Московской области:
— Мы все знаем, что находимся во Вселенной Чайковского. Это место, где сбываются мечты. Где наши мысли добрые, творческие находят свою реализацию очень быстро. Мы с вами вспоминали, что есть главные люди этого фестиваля, хедлайнеры – это Юрий Башмет, Денис Мацуев, Дмитрий Бертман, которые вкладывают в фестиваль огромное количество творческих сил. «Геликон-опера» потрясающий театр. Вспоминаю холодное лето несколько лет назад, когда мы позволили себе помечтать, здесь недалеко, в усадьбе Демьяново, где находятся руины усадьбы Танеева. Дмитрий Бертман сочинил музыкальную грезу, и на фоне руин в день именин Чайковского 12 июля были исполнены фрагменты «Иоланты». Ощущение холода, лунного света, гениальной музыки вдохновило тогда на мечты о том, что здесь будет настоящая «Иоланта». В этом сезоне вся Москва говорит о новой постановке «Геликона» – яркой, необычной, раскрывающей замысел Чайковского этой романтической истории. Мы очень счастливы, что «Геликон» привез премьеру в Клин. Наша мечта сбылась.
Люди, как люди, только гаджеты их подпортили
На сцене – обилие цветов и зелени. В этих райских кущах, как птица в золотой клетке, живет ничего не видящая Иоланта. Ее подруги и служанки поют ей оды, и фотографируют ничего не видящую девушку на свои смартфоны. Массовка гламурна, в глаза бросаются приметы модной тусовки: обилие селфи, стразы, яркие вычурные наряды. Среди девушек умудряется выделиться «парниша» с руками, забитыми татуировками, в оранжевой жилетке, желтых шортах. На кресле-каталке возят престарелую даму. Ее роль на сцене осталась загадкой: в финале она не встала. Если это дань толерантности обществу, то в этом случае в свите дочери короля не хватает афроамериканцев и азиатов.
В зелени спрятаны плазменные экраны видеонаблюдения, на которых видны фотографии массовки и то, что происходит рядом с дворцом. На фоне этого видящего глазами, но бездушного сообщества, особняком держится скромно одетая Иоланта, которая чувствует окружающих сердцем, а не смартфоном.
Иоланту перед сном катают по сцене на кровати (на спинке которой виден витрувианский человек Леонардо да Винчи), ей поют колыбельную и она отходит ко сну.
На сцене появляются два молодых человека Водемон и Роберт. Последний из них обручен с Иолантой, но влюблен в Матильду Лотарингскую. Они поют, обсуждая райский уголок, в который попали, возлюбленную Роберта и попеременно прикладываются к фляжкам. Роберт решает поехать за свитой, а Водемон с первого взгляда влюбляется в спящую Иоланту, которую видит в ее опочивальне.
Накал страстей на сцене усиливается с каждой минутой. По задумке режиссера слепая Иоланта, срывая розу за розой для Водемона, который просит подать ему красный цветок, ранит руку о шипы. Кровь на руках ее и рыцаря, на белоснежном платье приковывают внимание зрителей. Водемон сообщает возлюбленной о ее слепоте, объясняя, что глаза нам даны не для того, чтобы плакать во мраке вечной ночи. На сцене появляется король со слугами, одетыми в черную кожу в стиле а-ля братки, восточным лекарем, желающим исцелить Иоланту. Король сообщает Водемону, что он будет казнен, если дочь не будет видеть. Иоланту уводят на лечение.
Завершается все хеппи-эндом. Водемон и Иоланта вместе, толпа делает снимки влюбленной и счастливой пары, чтобы выложить их на всеобщее обозрение.
Премьере модного спектакля клинчане и гости фестиваля устроили бурную овацию. Современное прочтение классической оперы не испортило ее, как иногда, к сожалению, бывает в постановках, а лишь сместило акценты. Ведь только сердцем, даже в век гаджетов, можно почувствовать накал страстей, восхищение миром и бессмертным творчеством гениев.
Анна Кузнецова,
фото Василия Кузьмина