От «Серпуховской» до «Севастопольской» пять остановок метро, то есть, минут десять-пятнадцать. От города Серпухова до города Севастополя на автобусе – сутки, чуть больше. Но в хорошей компании даже отсутствие спальных мест – не проблема. Когда друзья-коллеги из газеты «Серпуховские вести» пригласили меня на «первые майские» совершить вместе с ними путешествие в Крым, я вдруг понял, что последний раз бывал на полуострове – страшно сказать! – в прошлом веке, в 1999 году. Как вы думаете: согласился ли я? – Вы правильно думаете!..

«Еду, еду, я. Реки, степи, горы и поля…»

Целью нашего путешествия было вовсе не желание присоединиться к целому ряду известных музыкантов, артистов, журналистов, имена которых запечатлены на знаменитом украинском сайте «Миротворец». За въезд в Крым не с той стороны. Не ставили мы перед собой и задачу – «выяснить, а как там на самом деле». Целью нашей, если честно, было – просто хорошо провести майские праздники на берегу Чёрного моря, а также посмотреть ещё не виденные или уже подзабытые красоты полуострова. А я так накануне ещё и книгу Евгения Водолазкина «Соловьёв и Ларионов» прочитал… Кто уже имел такое удовольствие, тот меня поймёт, кто ещё нет – «отчаянно рекомендую».

«А почему на автобусе, а не самолётом?» – спросит кто-то. Во-первых, так дешевле, а «экономика должна быть экономной». Во-вторых, я давно считаю, что на море не надо спешить – надо растягивать удовольствие и предвкушение. В-третьих, по дороге можно, наконец, «посмотреть, как хорош край, в котором ты живёшь». Поверьте на слово: из окон автобуса это видно лучше, чем из иллюминаторов самолётов. Уж слишком высоко они летают. А захотите переключиться с пейзажей на другие жанры, водители поставят вам кино. Например, «Сваты», продюсер которого – нынешний украинский президент.

Ну, и дополнительный бонус – Крымский мост! Не тот, который на Садовом кольце у Парка Горького, а тот, который соединил Крым с «материком». Потому что с Симферопольского шоссе по дороге на полуостров теперь приходится сворачивать. В связи с обострившимися братскими отношениями…

Но дороги, ведущие из Москвы в российские теплые края, теперь в основном уже хорошие. Причём не только платные. Наши водители Николай Гундаров и Максим Черин пользовались и теми, и другими. Советы навигатора слушали, но не всегда к ним прислушивались. Я, подглядывая, сначала удивлялся, а потом просто поверил. Не навигатору – водителям, уверенно продолжавшим вести автобус в то время как его пассажирам было уже и не до пейзажей, и не до «Сватов»… «Спасибо, мужики!» Иногда было страшно жаль, что вам назавтра за руль…

«Берега, берега, берег этот и тот…»

«Дорожники Кубани благодарят вас за чистоту на дорогах» – гласил плакат на обочине, а мы благодарили водителей, специально для нас и для наших смартфонов-фотоаппаратов помывших дополнительный, но совсем не лишний раз огромное лобовое стекло от насекомых, переоценивших свои возможности по скорости и маневренности при полетах возле автотрассы перед приближающимся транспортом. И вот уже виднеется сбоку море… Нет, это пока только лиман… Ну, когда же?

А дорога всё шире. Признаков большого строительства всё больше. У местных старых бывалых собак глаза, как мне показалось – обалдевшие. Хотя ни конопли, ни мака вдоль дороги не растёт. Они просто не понимают, что вообще в последнее время происходит?! Они за всю свою долгую жизнь в окрестностях Славянска-на-Кубани не видели такого количества машин, сколько проезжает теперь за час! «Как с цепей посрывались…» – думают, наверное, собаки, с тоской глядя на другую сторону улицы, куда им надо по их собачьим делам…

А мы едем, уставившись в окна. И, – наконец-то! Вот оно – мо… «Простите, а что это за забор высоченный вдоль дороги? Это что – с моста тоже моря не будет видно? Только этот забор!?..» Но опасения оказались напрасными. Красоту окружающей действительности да и самого Крымского моста скрывать от проезжающих по нему путешественников не стали.

На въезде, правда, пришлось задержаться. Контроль, – чуть ли не как перед посадкой на самолёт. Но, как мне показалось, проверяют только автобусы и большие авто. Пока мы свои рюкзаки прогоняли через «просветку», немало машин просвистело на мост без остановки. Но и наш досмотр не затянулся. Служебные собаки ничего не нашли. А мы приготовили к съёмке технику и… Поехали!..

Как описать красоту? Красоту моря, встречи с которым начинаешь ждать сразу же после того, как бросил в него монетку. Красоту уже построенного автомобильного, и ещё строящегося железнодорожного моста. Гордишься творением рук человеческих так, как будто ты тоже имеешь к строительству этого чуда какое-то отношение! Кроме, конечно, уплаты налогов и проблем с приобретением хамона и сыра с плесенью…

Слева море, справа море… Позади поля Кубани, впереди дома Керчи! Ну, здравствуй, Крым! Спорный ты наш! (лишнее определение вычеркнуть) Сколько за тебя воевали! Сколько из-за тебя ругались! Даст Бог – помиримся!

Вспомнилось, как в 1993-м, расставаясь с друзьями-украинцами, с которыми вместе учились на журфаке МГУ, мы первый раз из-за Крыма поспорили. Я их ещё тогда дразнил: «Крым, – говорил, – это всё-таки Россия!». А они дразнили меня: «Нет, – отвечали, – это Украина!». На тот момент аргументы были в их пользу… Тогда я ляпнул: «Погодите, мы с вами ещё встретимся на крымских фронтах!» В те годы всем нам эта фраза показалась не идиотской, какой она мне видится сейчас, а смешной… Мы действительно расхохотались и обнялись на прощание.

Сегодня недалеко от моста мы заметили на берегу, судя по всему, развёрнутую систему ПВО. Впрочем, это была первая и последняя военная техника, которую мы видели в Крыму за неделю нашего путешествия. Не считая, конечно, кораблей в Севастопольской бухте…

Алексей Сокольский

Продолжение следует…

1 250 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики