«КРЫМ — ВАШ!»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Крым богат дворцами самых разных стилей. / фото Алексея Сокольского

Когда входишь в Ливадийский дворец, лицом к спине сталкиваешься с Черчиллем… напротив – Сталин. Его на всякий случай лучше обойти стороной. Хоть и не живой человек он уже, а всего лишь «памятник», восковая фигура. Третий из главных участников Ялтинской конференции – президент США Франклин Рузвельт, как показалось, на этой копии больше похож на своего коллегу Билла Клинтона, только без саксофона…

Здесь проходила Крымская конференция, делилась шкура ещё не добитой фашистской Германии, «рисовались границы» европейских государств после окончания Второй мировой.
Что написано-подписано на бумагах, которые стали историческими документами, мы знаем.

Что у этих людей было в головах – не узнаем никогда… Такое уж дело – политика. Тем более, что Рузвельт умер буквально через пару месяцев после конференции и мемуаров на этот счёт не оставил…

Но Ливадийский дворец интересен не только событиями 1945 года. Если повезёт с экскурсоводом, здесь можно узнать много интересных, но не общеизвестных фактов. Меня, например, очень заинтересовала история человека, который подарил дворцу, точнее вернул в него персидский ковёр с изо бражением императора Николая II, его супруги и сына.

Звали его – Эдуард Александрович Фальц-Фейн. Барон, родившийся в России в 1912 году, после революции оказался в Европе. Был и спортсменом, и журналистом, в обеих этих «ипостасях» участвовал в Олимпийских играх. Многое сделал для того, чтобы Олимпиада-80 состоялась именно в Москве, в столице его Родины, которую он любил и в которой много лет мечтал побывать. И мечта, кстати, в итоге сбылась!

Благодаря этому человеку в Россию вернулись очень многие исторические и культурные ценности, в том числе и этот ковёр – подарок иранского шаха у 300-летию Дома Романовых.

А умер Эдуард Фальц-Фейн в ноябре прошлого, 2018 года. В возрасте 106 лет. И не от старости умер – отравился во время пожара угарным газом. Это был, наверное, последний доживший до нашей эпохи человек, который своими глазами видел Николая II…

«И там, где когда-то влюблёнными шли…»

Крым богат на дворцы царей и просто богатых людей прошлого. Я говорю о музеях. Богат он и дворцами правителей и просто богатых людей настоящего. Но в них на экскурсию не попадёшь. Высокие заборы отделяют их от проезжающих мимо любопытных глаз. Кто знает, может и в них когда-нибудь будут музеи, рассказывающие о быте и нравах элиты конца ХХ –начала XXI века.
А может, будет какой-нибудь санаторий типа «Пролетарское здоровье», который работал в стенах Массандровского дворца с 1929 по 1941 год. Впрочем, санаторий этот был для тяжелобольных туберкулёзом, поэтому – лучше уж дикарём…

Интересно ходить по этим залам, понимая, что из этой посуды ели, на этих диванах отдыхали, из этих окон глядели цари…

Планировка, мебель, убранство, может быть, показались бы кому-то из «элиты» нынешней бедноватой… Но проходя по этим залам, прогуливаясь по паркам и садам, окружающим эти дворцы, перестаёшь относиться к истории, как к кино, в котором «всё придумано». Ну, как же – вот и чардрево настоящее! Возле дворца в Массандре… «Игры престолов» – они ж и в реальном прошлом существовали. Да и сейчас наверняка продолжаются…

А эта секвойя, что у Ливадийского дворца ещё, по словам экскурсовода, «совсем юная – ей каких-то 300 лет»…

В очередной раз ловишь себя на мысли, что действительно – всё близко. А история – это то, что рядом. Это то, что мы переживаем сегодня. Кто-то в ней остаётся, кто-то в неё вляпывается. И то, и другое иногда заслужено, иногда нет. Причём, как в хорошем, так и в плохом смысле.

Кого только не встретишь на набережной Ялты! Например, даму с собачкой. / фото Алексея Сокольского
Кого только не встретишь на набережной Ялты! Например, даму с собачкой. / фото Алексея Сокольского

А у каждого человека история своя. И иногда даже хорошо, если она не слишком сильно связана на истории страны. Ведь почему многие люди едут в Крым или на курорты Краснодарского края, а не в более комфортабельные и богатые развлечениями курорты Турции, Египта, Таиланда? – Потому что они едут на самом деле – за ностальгией, за воспоминаниями своей молодости.

Зачем тогда едет сюда молодёжь? За тем, зачем она будет сюда возвращаться десятилетиями позже… И потому, что здесь действительно очень много мест интересных, мест потрясающе красивых, мест, связанных с историей страны, с её культурой и её литературой.

«На берегу так оживлённо, людно…»

Знаменитая набережная Ялты на самом деле довольно короткая. Кажется, что невозможно на ней не встретить кого-то из знакомых. К примеру, Даму с собачкой. Та самая, чеховская, отлита в бронзе. Собачке туристы утерли нос, как и любой другой, как будто специально для этой цели предназначенной медной скульптуре.

Нос Чехова, на даму поглядывающего, может, пожалели, но скорее всего просто не дотянулись…

Мы приехали в тот период, когда купально-курортный сезон ещё не начался – пляж гремел, стучал и сверлился, шла активная подготовка к сезону. Но многие кафешки уже работали, торговцы на рынках, вываливающихся через ворота из огороженной территории на улицы, уже зазывали попробовать «самое вкусное домашнее вино» и, понизив голос, – чачу.

Попробуй, откажись… Тем более, что «закуски» в виде овощей, фруктов, орехов, сыров и суджука, манящих своими запахами тоже было вдоволь. Чтобы просто пройти мимо пришлось пообещать, что я конечно на обратном пути что-нибудь куплю. Он, конечно, поверил…

Народу было столько, будто пляжный сезон был в разгаре, а зайти в море не разрешала только строгая пионервожатая. На самом деле роль вожатой исполняла температура воды. Я зашёл… По щиколотку. Выдержал секунд пять…

Представляю, что творится в Ялте сейчас, в разгар туристического сезона. Подумалось, что может быть это и правильно – приезжать в Крым именно в начале мая: есть время не только жариться на пляже, но и походить по музеям, садам и паркам, по красивым улочкам Ялты. Местные, правда, посетовали, что город, мол, строился так, чтобы с каждой его ведущей к морю улицы, можно было видеть ещё и горы.

Сегодня, по их словам, таких улиц осталось только две. На остальных перспективу загораживают многоэтажные новостройки – символ новой эпохи…

Конечно, это была лишь попытка самоуспокоения. В море хотелось. Манили и катерок, стоящий у причала, и чайки над морем, и тёплый ветер…

Но – всему своё время. Ждать у моря температуры мы не собирались. А чтобы волны его не сильно смущали, на следующий день наметили поездку в Бахчисарай…

Алексей Сокольский, фото автора

1 272 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики