Депутаты Государственной думы хотят изменить в Жилищном кодексе РФ одно слово. Этого достаточно, чтобы «рейдерские» управляющие компании заволновались.
Недавно в комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству группой депутатов направлено предложение о внесении изменения в ЖК РФ. Вместо представления в управляющие компании и Госжилнадзор оригиналов решений и протоколов общего собрания собственников помещений, предлагается направлять копии этих документов. Этот нюанс может серьезно урезать возможности УК, желающих заполучить дома конкурирующих компаний с помощью подтасовок и обмана.
Два способа получить чужие квадратные метры
Парадигма экономических отношений на рынке обслуживания управляющими компаниями (УК) многоквартирных домов едина по всей стране: охватить как можно больше квадратных метров многоэтажек, и, соответственно, получать больше денег. Для этого есть всего два способа.
Первый: предоставить собственникам помещений более выгодные и качественные условия обслуживания, после чего жильцы проводят общее собрание, оформляют его в соответствие с Жилищным кодексом и вступают в «бракоразводный процесс» с ранее действующей УК. Но это долго.
Второй: типичный «рейдерский захват». Управляющая компания, которая «взалкала» квадратные метры конкурента, набирает в штат группу так называемых специалистов по работе с населением. Бригады спецов (четыре-шесть человек на 12-этажный восьмиподъездный дом) обходят этажи дома-жертвы, звонят в квартиры и проводят «опрос» по качеству работы обслуживающей дом «управляшки».
Расчёт прост – днём жильцы среднего возраста на работе, в квартирах в основном пожилые люди. Их доверчивость, слабое зрение и обходительность посетителей делают своё дело: старикам подсовываются бланки инициирования и проведения собрания собственников жилья. Они ставят подписи под «опросниками» не подозревая, что становятся инициаторами собрания, а само собрание уже состоялось, и на нём большинством голосов было принято решение сменить управляющую компанию.
С одной многоэтажки достаточно найти четырёх жильцов, остальные подписи подделываются. Далее оригиналы решений и протоколов передаются в Госжилинадзор, в ресурсоснабжающие компании и оператору по вывозу ТКО.
Бывают и недочеты: инициатором собрания оказывается давно умерший человек, инвалид не выходящий из квартиры или подросток.
Понятно, что сотни жильцов дома, которые за день вдруг оказались под управлением совершенно другой УК, недоумевают: почему собрание проводилось без них, кто принимал решение, кто инициировал, кто ставил за меня подпись? И вот тут-то происходят самые интересные вещи, названные в проекте о внесении изменения в статью № 46 Жилищного кодекса Российской Федерации «непреодолимой силы».
Рейдер рейдера
Сейчас, согласно ЖК, подлинники решений и протоколов общих собраний жильцов вне зависимости от способа управления многоквартирным домом (УК, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива) хранятся в Госжилнадзоре. Но за регулятором, как пишут составители законопроекта в обосновании, не закреплена ответственность и наказание за утерю и ненадлежащую сохранность подлинников решений и протоколов собраний. При сдаче подлинников в Госжилнадзоре эти документы теряются или приходят в негодность (например, мыши съели). И если жильцы дома выступили против решения «собрания» и обратились в суд, то чаще всего судопроизводство прекращается. К рассмотрению принимаются только подлинные документы, а их-то как раз и нет.
Действуют захватчики и силовыми методами: угрозы, шантаж, поджоги.
На рейдерском захвате жилья по заказу специализируется целый ряд управляющих компаний. После отторжения многоквартирных домов в свой актив по приведённой выше схеме, эти дома передаются «без боя» заказчику. Потом УК-агрессор ликвидируется, а вскоре штат сотрудников рейдерской организации всплывает под другим названием. Иногда даже не меняют реквизиты, включая юридический адрес.
Одним словом
Разработчики проекта изменения ЖК РФ считают, что ситуацию можно изменить, заменив слово «подлинник» на «копии». В этом случае статья ЖК РФ будет звучать так: «Направить КОПИИ указанных решений и КОПИЮ протокола (…) в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет (…)».
Также, как считают инициаторы законопроекта, оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников жилья должны храниться «в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания». То есть, судя из текста законопроекта, подлинники будут в надёжном месте – на руках у ответственного жильца или в ином месте, где они не «пропадут».
По мнению разработчиков законопроекта, в случае фальсификации собраний жителей многоквартирного дома, имея на руках подлинные протоколы доказать факт фальсификации решений и протоколов собраний не составит труда.
Предлагаемые изменения заставят УК-рейдеров поумерить аппетиты.
Александр Авдеев