Есть немногие люди, кому в жизни повезло – найти себя, свое призвание на всю жизнь. Они занимаются любимым делом так, что окружающим остаётся лишь восхищаться их талантом. Один из этих людей – музыкант, аранжировщик от Бога, педагог и дирижер Анатолий Серебренников. Анатолий Николаевич работал со многими известными в нашей стране композиторами и певцами, музыкальными коллективами, духовыми оркестрами.
«Молодой человек, вам в консерваторию нужно!»
Заслуга моего отца Николая Ивановича в том, что он привел меня к музыке. Он очень любил петь. Часто дома исполнял романсы и русские народные песни. Один раз пение отца услышал племянник Чайковского – Юрий Львович Давыдов. Он шел мимо, остановился и говорит: «Вам надо в консерваторию поступать. У вас талант!». А у отца возможности не было учиться, он был старшим в семье. Он после окончания стеклодувного техникума работал начальном цеха на стекольном заводе на Литейной. Зарабатывал деньги, чтобы три младших брата и сестра образование получили.
Мои дяди стали музыкантами. Андрей Иванович – скрипач, пение преподавал в нашей музыкальной школе. Александр Иванович играл на валторне в театре в Нижнем Новгороде. Третий брат, Сергей Иванович, погиб в боях Великой Отечественной войны. Сестра отца, моя тетя, Анастасия Ивановна окончила музыкальную школу, играла на фортепиано, выбрала для себя профессию учителя. Двоюродная сестра Ирина– виолончелистка, живет в Нью-Йорке.
Папа, хоть и был партийным, пел в церковном хоре. В Клину нельзя было выступать. Так он ездил в Серпухов на великие церковные праздники. Его пение хвалили. В памяти до сих пор осталось, как отец пел а-капелла романс «Я помню чудное мгновение». В свободное время руководил оркестром, играл на трубе. Мне принес свой инструмент, чтобы я начал играть. В восемь лет за руку взял и отвел в музыкальную школу, я поступил на отделение фортепиано, где и проучился семь лет.
Публика визжала и плакала
Учился в музыкальной школе я легко. Конечно, как многие ребята, усидчивостью не отличался. Ну а как по-другому? Ребята в футбол играют, а я за гаммами сижу. Помню, прихожу к учительнице Анне Сергеевне на специальность. И шкодничаю: по пальцу бритвой полосну легонько, кровь пойдёт. Учитель нервничает, отпускает с урока, а мне того и надо, бегу на футбольное поле.
После окончания музыкальной школы пошёл вместе с друзьями в Дом пионеров, в детский духовой оркестр, которым руководил Александр Петрович Кунгуров. Играли вальсы, танго замшелые. А хотелось драйва, чего-то нового. В 1961 году вышел фильм «Человек-амфибия» с чудесной музыкой Андрея Петрова. Мне запала в душу песня «Нам бы всем на дно». Я запомнил мелодию. Подошел к каждому музыканту в нашем пионерском оркестре, поинтересовался, кому как нужно написать ноты. Сели, сыграли. Было море впечатлений. Фильм только вышел, а мы уже музыку играем. С этой оркестровки и началась моя карьера аранжировщика.
После этого мы создали оркестр в Доме культуры «Лаборприбора». Тогда мы были модным коллективом, ровесники ломились потанцевать, полный зал собирали. Танцы вел рыжий конферансье Слава. Так мы его просили собирать заказы на музыку. Было так. Сегодня подавали заказы, а на следующем выступлении мы их исполняли. Запомнилось, как девушка попросила исполнить песню «Царевна Несмеяна». Пришёл домой, написал мелодию, в следующий раз сыграли. Публика визжала и плакала! Новое – всегда интересное.
После девяти классов сдал экзамены в музыкальном училище (его называют Мерзляковкой) при консерватории им. Чайковского. Я начал увлекаться другой музыкой, джаз слушали на пластинках, по радио. Запомнишь, сядешь, напишешь мелодию на слух. После училища работал в Твери в профессиональном оркестре. Домой возвращался, в электричке ноты писал для клинского оркестра, приезжал, ребятам раздавал.
Мои аранжировки расходились по всей стране
В 1963 году меня забрали в армию, и я попал в Новосибирск. Попал в оркестр. Будучи солдатом срочной службы (три года служили), я попросил у дирижера Исаака Самуиловича Ванштейна разрешение поступить в городскую консерваторию до демобилизации.
Дирижер предложил вариант остаться на сверхсрочную службу, и поступить в консерваторию. Я согласился.
Меня тянуло многоголосие, я слушал музыку, анализировал, поэтому решил поступить на теоретическое отделение. Легко учился, видимо, способности достались по наследству. После консерватории продолжил работать в оркестре не трубачом, а аранжировщиком. Исаак Самуилович предложил заняться написанием аранжировок, сказав: «Трубача я найду, а аранжировщика днем с огнем не сыщешь». Возникла необходимость в своем репертуаре, появились солисты-певцы. У каждого из них – своя тональность, я переделывал песни под каждого.
Через некоторое время меня пригласили преподавать в Новосибирском музыкальном училище (теперь это колледж им. А.Ф. Мурова), совмещал работу в оркестре и учебном заведении. В училище был завотделением, стал известен в музыкальных кругах страны. Мои аранжировки расходились по всему СССР. Потом, в 1977 году, по семейным обстоятельствам пришлось переехать в Ригу, где я и прожил пять лет.
Затем переехали в Киев. Долго и плодотворно сотрудничал с ансамблем песни и пляски Краснознаменного Киевского военного округа, которым тогда руководил Александр Иванович Пустовалов. Ездили на гастроли по всей Европе, были в Германии, Бельгии, Швейцарии, в Париже был 21 раз.
Помню, были в Женеве на гастролях. Пригласили выступить в Париже на Всемирном еврейском конгрессе. С условием, что «Хава нагила» должна прозвучать. Одна не состыковка: нот у нас нет. Загрузились мы ансамблем в высокоскоростной поезд ТGV. Все едут, живописными видами окрестностей наслаждаются. А я ноты пишу. Четыре часа потратил, но успел. Выступили!
В 1988 году ушел из военного оркестра, работал в консерватории, музыкальном училище, киевском институте культуры. С ним тогда сотрудничали София Ротару, Валерий Леонтьев, и другие.
Анатолий Николаевич, вы – художник!
В Клин я вернулся в 1996 году. Начал работать в Москве, шесть лет преподавал в институте им. Шнитке. Затем меня взяли в Центральный оркестр Министерства обороны, с тех пор там работаю. Меня очень ценил трагический погибший в авиакатастрофе дирижер оркестра Валерий Халилов. Он так и говорил: «Анатолий Николаевич, вы – художник!». Валерий Халилов написал много песен, я его песни оркестровал.
Пять лет работал с Игорем Крутым, делал аранжировки для его музыкального цикла «Дежавю» из 24 произведений. Композитор написал их для Дмитрия Хворостовского. Делал аранжировки для певицы Лары Фабиан.
Оркестр легкой музыки в «народной» оправе
С 2005 года в Доме культуры «Майдановский» руковожу Народным оркестром легкой музыки, хотя первый официально оформленный опыт сотрудничества с клинскими музыкантами был здесь же более 50 лет назад. Сюда меня пригласили ещё до армии руководителем оркестра. Первая запись в моей первой трудовой книжке: «Дом культуры Майданово, 1957 год».
В репертуаре самодеятельного оркестра около 400 произведений. Коллектив участвовал в конкурсах самодеятельных оркестров Московской области. Были кубки, грамоты, стали лауреатами международного конкурса «Богатство России» в 2013 году.
У нашего оркестра звание «Народный». Мы его защитили уже два раза, 2015 и 2018 годах. Мы заранее готовим программу, даём концерт. Комиссия слушает уровень игры, оценивает разнообразие репертуара, не только то, как коллектив исполняет оркестровую программу, но и как аккомпанирует.
Выступаем мы перед клинчанами один раз в квартал: в день освобождения Клина, на Рождество, 8 марта и в День Победы. У нас появилась своя аудитория.
Анна Кузнецова
P.S. В третью среду ноября в Центральной городской библиотеке Клина в рамках клуба «Отражение» состоится встреча с Анатолием Николаевичем Серебренниковым. Начало в 17.00.