Рок-группы молодости нашей. Часть 3

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В декабре 1994 года на сцене Клинского рок-клуба состоялся концерт «По волнам нашей памяти» с участием ансамблей доперестроечного периода: «Варианта», «Круговорота», «Бумеранга» и сборного состава «Клинчан» и «Аверса».

Этим выступлением музыканты-ветераны отдали дань любви и уважения своему товарищу Александру Никольскому, трагически ушедшему из жизни. Перед концертом его участники рассказали журналистам, как зарождалась рок-музыка в Клину. Фрагменты беседы 25-летней давности сохранилась на видеопленке, а теперь впервые публикуется на бумаге. К сожалению, не все участники этого разговора дожили до наших дней.

 

Часть 3. «Вариант»

Состав группы на концерте «По волнам нашей памяти» 1994 года: Сергей Разуваев (бас-гитара), Валерий Панин (вокал, гитара), Андрей Бухтеев (вокал), Валерий Степанов (клавиши, вокал), Сергей Данченко (барабаны), Николай Никулин (саксофон).

Эпизод 1. «Боже, как давно это было!»

Сергей Разуваев. Шел 1972 год. В Майданове работал эстрадный оркестр «Мелодия». Мы с друзьями пришли туда учениками 15-16-летними: я, Саша Никольский, Витя Янус, Саша Иванов, Игорь Исаев, Сережа Степанов. И давали нам репетировать и играть на танцах минут по 20. А потом в 1974 мы ушли в армию. Пока служили, в Майданове произошли изменения. Наши, как мы их называли, старики из «Мелодии» покинули клуб. Когда я вернулся, там руководила уже Наталья Толкуева. В это время к нам присоединился Сергей Тараканчиков, который стал композитором и поэтом группы «Вариант». Мы пели в основном его вещи. Так мы проработали в Майданове до 1980 года, пока нас оттуда не попросили по финансовым причинам. Никольский с Янусом ушли в «Аверс». Я играл какое-то время в зале торжеств ЗАГСа. «Вариант» возродился, когда к нам пришли более молодые Валерий Панин и Андрей Бухтеев. Они раньше работали с Халоненым. Мы их знали, слышали.

Андрей Бухтеев. В третьем ГПТУ был ансамбль «Красные маки». Мы с Валерой Паниным там начинали. Становились победителями областного фестиваля. Жаль, на общероссийский не поехали. Валерий Михайлович Халонен нас здорово тренировал. На пять голосов пели.

Валерий Панин. Оперы исполняли, замечательные времена были.

Сергей Разуваев. Вот в теперешнем составе группа «Вариант» выступала где-то с 1982 года. Сегодня только отсутствует наш оператор и клавишник Александр Иванов.

Эпизод 2. «Небо вновь меня зовет взглядом чистым и бездонным»

Существовало ли для вас тогда деление на поп- и рок-музыку?

Сергей Разуваев. Музыку на публику и музыку для души? В какой-то степени существовало это разделение. Приходилось идти на компромиссы. Начинали с «запада»: Deep Purple, Grand Funk, потом хотели играть свои песни. А работа-то где была? Только на танцах. Концерты вообще не проводились. Только эти смотры ежегодные. Танцы, свадьбы опять же диктовали определенный репертуар. Администрация клубов предоставляла нам аппаратуру. Ей нужны были бабки. И мы их отрабатывали. Гитары, микрофоны мы могли ещё купить, а на колонки, клавишные мы бы и не заработали никогда.

Валерий Панин. Я могу сказать большое спасибо своему коллективу. Ребята мне на свадьбу гитару подарили. Musima Deluxe. Такой «шикарный» инструмент, лестница оббитая шпалами.

Валерий Степанов. Отработаем свадьбу, отдадим часть денег жёнам, чтобы не ворчали, а остальные шли на инструменты.

А жёны-то как относились к вашему увлечению?

Валерий Панин. Очень плохо, хотя и понимаючи.

Сергей Разуваев. Оглядываясь критически на прошедшее время, могу сказать, что собственного сына я лет до пяти точно не видел.

Валерий Степанов. У меня то же самое. На танцы приводила жена дочку. Та вышагивала в два годика. А так папы всё время не было дома.

Сергей Разгуляев. Все эти причины и привели к развалу нашего жанра. А на самом деле ансамбли были достаточно высокого уровня.

Валерий Панин. При каждом деревенском клубе был музыкальный коллектив.

Андрей Бухтеев. В каждой школе.

Эпизод 3. «Ясен мой путь и послушна мне лира»

Вы играли в основном свои песни. Наверное, на вас цензура особенно сильно давила?

Сергей Разуваев. Хоть они и досаждали нам, мы ведь все равно пели свои песни.

Валерий Панов. Если вещь своя, мы писали так: музыка Полада Бюльбюль-оглы, слова Махмуд-бека Тарзи – афганского поэта. Иначе она никак бы не прошла цензуру.

Сергей Разуваев. Это говорит о компетентности людей, которые сидели там в комиссии. Мы лепили «горбатого», называли композиторов и поэтов чёрт знает каких, а они нам утверждали программу. Расскажу анекдотический случай, который вошел в историю. В 1976 году в Люберцах проходил Первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного творчества. Мы поехали туда с песнями Натальи Толкуевой. И вот выступает какой-то ансамбль, а мы сидим в зале прямо за спинами жюри. И слышим диалог его членов. «Что-то у них там сильно бухает на сцене?». «Это бас-гитара». «А, бас-гитара, в бас-гитаре главное – медиатор» И это говорили люди, от которых зависела наша судьба.

Эпизод 4. «Кто виноват, скажи-ка, брат?»

Со временем дискотека вытеснила танцы. На ваш взгляд, почему?

Сергей Разуваев. Мы сами поначалу пребывали в растерянности. Не идёт народ и не идёт.

Валерий Степанов. Аппаратура была лучше у дискотечников. Мы не могли с ними конкурировать.

Валерий Панин. А потом было очень обидно. Приглашают группу и тут же устраивают дискотеку. Контраст был огромный. Наше живое выступление конечно по качеству звучание сильно уступало студийным записям.

Сергей Разуваев. Мы поднялись в 1970-е на той волне, когда магнитофонов у населения не было. Развитие технического прогресса сыграло с нами злую шутку.

Эпизод 5. «Мне скептик сказал…»

В чём была изюминка группы «Вариант» среди других клинских ансамблей?

Валерий Степанов. У нас был свой автор Сергей Тараканчиков. Это большое дело, конечно.

А где он сейчас?

Сергей Разуваев. Работает в Уренгое газовиком. Недавно звонил, надиктовывал слова песен.

Валерий Панин. Мне нравилось в его песнях, что там не было такого: в первом куплете познакомились, в третьем разошлись. Или я тебя люблю, а ты меня нет. Он поднимал интересные темы, о дураках, например.

Валерий Степанов. Даже почитать их интересно.

 

О дураках (фрагмент песни)

Мне скептик сказал: все на свете людские дороги

Имеют начало из светлого чувства любви.

На этой дороге влюбленные стопчут все ноги

Ты хоть одного, кто дошел до конца назови.

Однажды наступит минута, когда ты споткнешься

На пыльной дороге любви и вернешься один.

Ты в ужасе ночью от мысли ужасной проснешься

И вспомнишь, что вечером встретил подругу с другим…

Дмитрий Кириллов

 

Продолжение следует

2 660 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики