Корреспонденты «Российской газеты» проверили, как в регионах принимали территориальные схемы обращения с отходами. От них зависит не только экологическая ситуация и комфортность проживания, но и стоимость «мусорных» услуг.
В схемах прописано, как сортировать, вывозить, перерабатывать мусор, где организовать его захоронение. По закону власти должны проводить общественные обсуждения схем, чтобы жители и бизнес могли предложить свои поправки.
Пришлось судиться
«Общественные слушанья? – удивляются в Орловской области. – А разве они были?» Оказывается, были. Их объявили в апреле 2019 года, но слово «обсуждение» к ним мало подходит.
Проект опубликовали на сайте правительства области, но надежно спрятали в глубинах интернета. Даже людям, знающим об открытии слушаний, нелегко было найти предмет обсуждения. Счастливчикам, разыскавшим проект, предлагали направлять замечания письменно в профильный департамент. Но без обратной связи.
Организация общественного обсуждения «мусорных» схем стоит миллион рублей. С финансированием есть проблемы, сообщили в одном из регионов
«Поправки рассматривали те же чиновники, что разработали схему, – сообщил «РГ» глава компании по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) Юрий Парахин. – Ни одно из наших предложений в нее не вошло».
Иски против департамента строительства, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства подали компании, работающие на «мусорном» рынке. По их мнению, нормативы образования ТКО были завышены, что позволило властям собрать с населения дополнительные деньги.
В перечень ТКО помимо бытового мусора был включен уличный сор и отходы после ухода за газонами и даже из колумбариев. Также в схему включили еще не работающий завод. Чиновники зарезервировали для него сотню тысяч тонн виртуального мусора. Суд счел, что это влияет на интересы бизнеса и населения. И отменил норматив накопления отходов, общее расчетное количество мусора и реестр операторов, где фигурирует недействующий завод.
А поговорить?
В Дагестане, судя по сообщению на сайте министерства природных ресурсов и экологии республики, слушания закончились 12 января этого года. Однако в беседе с корреспондентом «РГ» активисты и экологи рассказали, что никакими сведениями о проводимых слушаниях не располагают.
А в Кабардино-Балкарии правительство региона уже утвердило территориальную схему. Но без общественных обсуждений. И когда регоператор приступил к работе выяснилось, что мусора оказалось значительно меньше, чем в схеме.
Тут есть один нюанс. Схему приняли до выхода постановления об общественных обсуждениях (октябрь 2018 года). Но и с той поры времени прошло много. Где слушания? «Их организация будет стоить больших денег, в других регионах не меньше миллиона рублей вышло, – сообщила начальник отдела коммунального хозяйства Анжела Арутюнян. – С финансированием есть проблемы».
Можем же!
Несколько этапов обсуждений прошли в Архангельской области. На первую схему поступило более трех тысяч замечаний. В результате от нее решили отказаться. «Подготовлен второй проект терсхемы, – рассказал «РГ» зампред правительства области Евгений Фоменко. – На него поступило около тысячи предложений».
Их рассматривала спецкомиссия, в которую вошли эксперты, представители муниципалитетов, общественных объединений, экологи, депутаты. Заседание, где обсуждали предложения граждан, транслировали в онлайн-режиме, пригласили СМИ. Итог? В схему внесены существенные изменения. И уточнили сведения о несанкционированных свалках, к ликвидации которых уже приступили.
Всё успели сделать в срок в Кузбассе. Обсуждения проводили трижды, уточнила замначальника департамента природных ресурсов и экологии Наталья Агафонова. И все существенные замечания были в конце концов учтены.
А в Ставропольском крае эта работа будет продолжена, хотя схема и утверждена по всем правилам. «Сегодня мы имеем понятный и емкий документ, – сказал «РГ» министр ЖКХ края Роман Марченко. – Мы не говорим, что он идеален. Территориальная схема – не застывшая форма. Мы вправе корректировать ее ежегодно». Не исключено, это же ждет и схему, утвержденную в Коми. Все процедуры обсуждения провели в срок. Но вопросы у людей остались. Это понимает и власть. Губернатор Сергей Гапликов в эфире регионального канала заявил, что новая система реализуется, но пока «далека от совершенства».
Будем догонять
Есть регионы, где обсуждения еще впереди. В Иркутской области их проведут в первом квартале. Терсхема, правда, уже утверждена. Изменения и дополнения придется вносить в уже готовый документ.
В январе-феврале пройдут слушания в Карачаево-Черкесии. Учитывая опыт других регионов, общественники обратили внимание, что опубликованную на сайте правительства схему мало кто прочитает. «Сайт имеет очень низкую посещаемость, – пояснил куратор тематической площадки ОНФ «Экология» в республике Азамат Ужахов. – А информации о схеме в СМИ нет. Мы намерены поднять этот вопрос в правительстве республики».
Тимур Алиев, Антон Валагин, Николай Грищенко, Роман Кияшко, Юлия Потапова, Михаил Сухарев, Светлана Цыганкова, Ирина Штерман, Марина Ледяева
Опубликовано в рамках совместного проекта с «Российской газетой».
В России должна появиться единая схема обращения с отходами
Так считают в Общественной палате РФ. Сейчас территориальные схемы регионов не коррелируются между собой и не соответствуют национальному проекту «Экология».
— В стране должна появиться единая федеральная схема обращения с отходами. Её разработает Российский экологический оператор, — говорит Альбина Дударева, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ. — Он должен довести до ума территориальные схемы и объединить в одну общефедеральную. Будет создана согласительная комиссия, чтобы снимать все возникающие противоречия. Ведь сейчас каждый регион отвечает за свои отходы. И нет понимания, как, например, поступать в городах федерального значения.
По мнению Альбины Дударевой, территориальные схемы пока не коррелируются между собой и не несут индикаторов и показателей целей нацпроекта «Экология». Поэтому многие схемы неэффективные, труднореализуемые и откровенно фантастические.
Территориальные схемы в регионах напоминают документ, где попросту поименованы населенные пункты, где будут предполагаемые объекты по переработке мусора. А что именно там будет происходить с отходами – сжигание, сортировка или размещение, неизвестно, — подчёркивает Дударева.
Ранее сообщалось, что по данным анализа Счётной палаты РФ, объём коммунальных отходов в России увеличивается такими темпами, что уже через шесть лет не останется полигонов для их размещения, а в отдельных субъектах это произойдет намного раньше. В 7 из 10 субъектов Российской Федерации (Московская области, Камчатский, Приморский и Алтайский края, Чукотский автономный округ, Республика Мордовия и Ленинградская область), остаточная ёмкость полигонов которых будет исчерпана в ближайшее время, критичная ситуация с местами захоронения отходов не изменится.