Как клинчанам правильно провести масленицу

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Loading Загрузка...

Масленая неделя, она же Сырная седмица – так называют Масленицу в Церкви, она же Блинница – название народное и неслучайное.

Задолго до Масленичной недели (еще одно народное прозвище этих дней) интернет начинает пестрить заголовками: “Как правильно есть блины на Масленицу?”, “Кому блины на Масленицу не рекомендованы?”, “Из какой муки и масла получаться ажурные и нежные блинчики на Масленицу?” и даже “Главные запреты на Масленицу”.

Масленица, как считают этнографы, имеет древние языческие корни: сжигание чучела, кулачные бои, разнузданное веселье и пиршества, приуроченное к дням весеннего равноденствия существовали на Руси и до христианства. Церковь не стала ломать традицию, она деликатно вписала уже существующий уклад жизни в годичный церковный цикл, причем так, что период разгульного веселья обогатился глубочайшим смыслом. Давайте посмотрим, как это происходит.

По меткому замечанию митрополита Московского Филарета: “Дух Христов не враг благозаконных радостей”, и Масленица – целая Масленая неделя накануне Великого поста (2 марта – 18 апреля) – как раз время для такого праздника. Время праздника, но, одновременно, и подготовки к подвигу поста. Церковь “с наступлением Масляной недели ставит людей на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без печали переходить к посту” (С.В. Булгаков). Смотрите, в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминали усопших, причем не только своих родных и близких, мы поминали всех “усопших во благочестии и правой вере” – от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, отдавая свой долг им, мы включались в общую историю человечества, становились сопричастными к миллионам тех, кто жил до нас.

у в Церкви, она же Блинница – название народное и неслучайное. Задолго до Масленичной недели (еще одно народное прозвище этих дней) интернет начинает пестрить заголовками: “Как правильно есть блины на Масленицу?”, “Кому блины на Масленицу не рекомендованы?”, “Из какой муки и масла получаться ажурные и нежные блинчики на Масленицу?” и даже “Главные запреты на Масленицу”.
 Фото: Алексей Мальгавко/ РИА Новости
Фото: Алексей Мальгавко/ РИА Новости
По меткому замечанию митрополита Московского Филарета: “Дух Христов не враг благозаконных радостей”, и Масленица – целая Масленая неделя накануне Великого поста (2 марта – 18 апреля) – как раз время для такого праздника. Время праздника, но, одновременно, и подготовки к подвигу поста. Церковь “с наступлением Масляной недели ставит людей на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без печали переходить к посту” (С.В. Булгаков). Смотрите, в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминали усопших, причем не только своих родных и близких, мы поминали всех “усопших во благочестии и правой вере” – от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, отдавая свой долг им, мы включались в общую историю человечества, становились сопричастными к миллионам тех, кто жил до нас.

Вчерашняя воскресная служба была посвящена Страшному суду, она напоминала нам о том, что и мы смертны, и мы предстанем перед Судом Божьим, призывала к духовному трезвлению (т.е. внимательности к своим мыслям и поступкам). Церковь именно напоминала нам о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о “муках вечных”, об “огне вечном”, она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы унаследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного, никаких сверхчеловеческих усилий – просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного – будь милосердным!

И вот, после воскресного призыва: “Возлюби ближнего!”, наступает неделя, когда нам дается такая возможность. Пост, и особенно Великий пост, – это период сосредоточенности: мы собираем все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, отсекая лишнее, часто минимизируя свои отношения с другими людьми, и это понятно – духовное напряжение поста не оставляет места праздности. Но пост наступит только через неделю. А сейчас нам дано специальное время для того, чтобы мы могли проявить себя как “человеки” среди людей: кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаленья и сами благодарно разделяли чужое.

Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Дело в другом: Церковь очень тактично побуждает нас к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от своей щедрости, ликование от того, что любим! Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа.

И уж точно неслучайно то, что Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем (1 марта). Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними – причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, мы не можем не почувствовать, что не всегда бываем правы, что кроме нашего требовательного “Я” есть еще другие люди. И есть Бог, который видит все, даже сердце человеческое. Поэтому так логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: “Простите меня!” и слышим в ответ: “Бог простит! И я прощаю!”. Вот это призывание в свидетели Бога, вот эта вертикаль в отношениях между людьми и свидетельствует о том, что радость, широта и щедрость Масленицы имеет под собой не бытовую основу – надмирную. Мы просим прощения, мы сами прощаем и это нам дает силу вступить в Великий пост.

В дни Масленицы, так же как на Святки и в Пасху, слабели имущественные, сословные и должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. Блины посылали в больницы, приюты, тюрьмы, остроги – всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста.

Что же касается многочисленных вопросов, упомянутых в самом начале, то ответ на них один – из опыта святых: во всём должна быть умеренность – в еде особенно, и главный запрет – неумеренность.

Источник материала и фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики

Заказать звонок
+
Жду звонка!