Прыжок с шестом – это захватывающий поединок человека с силою земного притяжения. При помощи нехитрого приспособления атлет способен взлететь на высоту двухэтажного дома. Долгое время для мужчин казалась непреодолимой отметка в 6 метров. В 1985 году её покорил Сергей Бубка. Далеко не все знают, что и среди наших земляков был спортсмен, очень близко подошедший к шестиметровой высоте.
И возможно, он взял её, если бы не роковое стечение обстоятельств. Сегодня мастер спорта международного класса СССР Сергей Смольяков сам расскажет о некоторых забытых фактах истории клинского спорта.
– Сергей Михайлович, это правда, что в свое время Вы конкурировали с самим Бубкой? В какие годы это было?
– В январе 1981 года, когда мне было 18 лет, состоялся чемпионат СССР среди юниоров по легкой атлетике. Я там занял первое место. Даже пытался побить рекорд мира среди юниоров. А Бубка был только третьим. Потом в течении двух лет Сергей у меня не выигрывал.
– Во сколько лет Вы стали «международником»?
– Звания мастера спорта международного класса мне удалось достичь в 20 лет. Случилось это в 1983 году зимой на зональном Кубке СССР. Тогда я установил рекорд манежа в Брянске, который стоит и по сей день.
– В каком году Вы установили свой личный рекорд? Сколько человек на тот момент в мире прыгало выше?
– 585 см я прыгнул в мае 1986 года. На тот момент Сергей уже прыгал 6 м. С 1984 года по 1986 по своим результатам я входил в десятку лучших шестовиков мира.
– В 70-80-е, что собой представляла Клинская спортивная школа? Какие виды спорта были самыми сильными с точки зрения результатов?
– Можно сказать, что самыми передовыми видами легкой атлетики в школе считались прыжок с шестом и метание молота. Но были яркие спортсмены и в других дисциплинах. Я могу вспомнить Владимира Филонова – МСМК в беге на 1500-5000 м, Сергея Дворецкого – МСМК в метании молота, Марину Владимирову – МСМК в спринте на 100-200 м, Галину Гутенкову – МС в спринте на 100-200 м, Михаила Петрова – МС в толкании ядра, Сергея Савельева – МС в многоборье.
– Почему Вы выбрали именно шест? Кто был первым тренером?
– Я не выбирал вид спорта. Получилось так, что мы с ребятами во дворе играли в салочки. Бегали по стройке и прыгали с шестом через плиты и фундамент. Увидев это, два моих товарища просто пригласили меня в «спортивку» к своему тренеру Евгению Сергеевичу Муравьёву. Я стал заниматься в его группе, а он как бывший гимнаст пробовал перенести гимнастические приемы на прыжок с шестом. Начался наш с ним творческий процесс. Он не знал, что нужно для высокого прыжка, и мы вместе думали, экспериментировали и нашли способы достижения результата. Сейчас правильность выбранного пути доказывает моя ученица Мария Яковлева. Ей 15 лет, а она входит в число лучших в мировом рейтинге: первая по своему возрасту и девятая среди девушек до 18 лет.
– Прыжки с шестом тогда были популярны в мире?
– В 80-е и по сей день прыжок с шестом считается самым зрелищным видом легкой атлетики. Шестовик должен обладать качествами спринтера, прыгуна в длину, штангиста, гимнаста. Однако та же Мария Яковлева прыгает без гимнастической подготовки. Это мой эксперимент.
– Правда, что во время праздников на стадионе «Строитель» проводились показательные выступления по прыжкам с шестом? Какие высоты тогда штурмовали?
– Да, в 1981 году летом после чемпионата Европы меня попросил руководитель города попрыгать на стадионе. Условий и сейчас нет, и тогда не было. Выровняли гаревую дорожку, принесли на себе резину, положили маты. Получился квадрат 4 на 4 м. Для сравнения яма для прыжков с шестом должна быть 6,5 на 5,5 м. В общем, мне пришлось прыгать на точность приземления. В то время у меня был личный рекорд 530 см. На стадионе я показал 510.
– Как дальше развивалась Ваша спортивная карьера?
– Я вошел в состав сборной СССР по прыжкам с шестом. Кроме меня там были ещё шесть человек: Сергей Бубка, Константин Волков, Александр Крупский, Александр Обижаев, Сергей Кулибаба, Владимир Поляков. По миру поездил, чтобы все вспомнить не хватит времени. Неоднократно становился победителем и призером чемпионата СССР, Кубка СССР, Динамиады. И международных стартов было очень много.
– Почему так внезапно прервалась Ваша карьера?
– Я повредил глаз, и врачи запретили мне прыгать.
– Тренерская работа приносит Вам удовлетворение?
– Я в 1985 году, еще до травмы глаза, начал консультировать прыгунов клинской спортивной школы. Сложилась группа из пяти человек. В итоге Алексей Комиссаров попал в сборную СССР.
Для меня тренерство, можно сказать, жизнь. Сейчас помимо работы директором очень большой комплексной школы олимпийского резерва «Зоркий» (Красногорск), у меня хобби – прыжок с шестом. За последние годы было подготовлено два человека в сборную России: Дарья Гутенкова и Мария Яковлева. Я этим занимаюсь бесплатно. Ко мне просятся на консультацию многие прыгуны. Но я, ввиду нехватки времени, пока не беру других, работаю только с клинскими.
– Расскажите о соревнованиях на призы Смольякова? Как давно они проходят? Каких талантов они открыли?
– Мои соревнования проходили с 2000 года. Сначала проводил их в Клину, потом мне отказали, и на пять лет они переехали Ярославль. Сейчас я приостановил их. Может, когда-нибудь, если найду спонсоров, возобновлю. Многие тренеры России этого очень хотят.
– Есть ли предел человеческих возможностей в прыжках с шестом. 650 см реально взять?
– Предел в прыжках с шестом на это столетие, судя по прыжкам Мондо Дюплантиса, где-то 630-645 сантиметров.
Фото: В верхнем ряду второй слева Сергей Смольяков, в среднем ряду первый справа Сергей Бубка.