Трудности сидения дома

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 4,90 из 5)
Загрузка...
самоизоляция2

Психология как наука, и именно как наука, а не житейская психология, прекрасна тем, что имеет экспериментально подтвержденные теории и объективно выведенные знания, с опорой на которые можно «рассуждать» на многие темы, в том числе и на тему того, почему нам, русским людям, оказалось так трудно провести время в самоизоляции.

Причина для самоизоляции обоснована, риск заражения опасной болезнью высок, а нам нестерпимо хочется в хорошую погоду оказаться на шашлыках веселой компанией, пусть даже и в зарослях соседнего парка.

На ум сразу же приходят описания экспериментов о конформизме, принадлежности к «ин-группе», референтной группе, переживаниях востребованности, признания и вообще о характеристике среднего подросткового возраста…

Чтобы не мучиться пониманием громоздких и непривычных терминов, рассмотрим некоторые идеи социальной психологии через призму сложившейся ситуации в разгар пандемии, а именно о части причин, по которым оказалось так трудно «сидеть дома».

«Трудности» можно условно разделить на две сферы или области: те, с которыми мы сталкиваемся дома, в замкнутом пространстве квартиры, и те, с которыми мы контактируем вовне. О том, что происходит в домашних стенах многие хорошо понимают: сложно остаться наедине со своими мыслями, страхами, переживаниями; хочется прибегнуть к лёгким способам снятия стресса; не удаётся организовать свой досуг достаточным разнообразием занятий (телефон и телевизор быстро утомляют, а чтение художественной литературы, к примеру, стало сложным в силу своей специфики, когда нужно линейно и последовательно следить за идеей автора, а не переключаться по ярким ссылкам каждые 3-4 минуты).

Порой длительное нахождение в замкнутом и относительно небольшом жилом пространстве заново знакомит нас с домочадцами, «вскрывает» не всегда заметные в повседневной жизни устои, привычки и правила семьи, трудности с которыми она сталкивается и способами которыми она с ними справляется. Можно долго приводить примеры и анализировать эту сферу жизни, однако для этого потребуется либо отдельная статья, либо отдельная книга. В любом случае, испытывая дискомфорт, мы выдаём привычную и давноиспытанную реакцию – побег из дома. У каждого есть на то свой излюбленный предлог, вплоть до скандала, после которого так кстати будет уйти.

С другой стороны, нам людям положено (при здоровой психике и адекватном уровне развития) стремиться быть частью социума, отдельно взятой группы, членом команды, даже если вы позиционируете себя заядлым одиночкой. А в этих группах и социуме в целом есть характерная национальная черта, которая на бытовом языке звучит как «Со мной ничего не произойдет!» Она чрезвычайно напоминает одну из ярчайших черт подростничества – неуязвимость и веру в своё всемогущество. К тому же со стороны всегда может прозвучать провокационный вопрос: «Ты что во всё это веришь и боишься?» И тогда, те, кто боится (но вроде бы как не очень сильно) начинают верить друзьям, а не телевиденью, потому что друзья – люди проверенные, а к материалам СМИ часто бывают претензии. И здесь вступает в силу уже такой фактор как конформизм и нежелание выделяться, чтобы не быть высмеянным или отвергнутым. А может и зависть, и нежелание быть обделенным возможностью погулять «как все», ведь «чем я хуже других». И демонстрация своего пренебрежительного отношения к власть имущим: «Кто мне может запретить?» И неуместное в этой ситуации: «Я сам хозяин своей жизни!» Всё верно – хозяин, но сегодня от вашего образа жизни могут зависеть и жизни других людей!

Примеров и в этом случае может быть много. Суть любого действия, выводящего вас на улицу вместе с детьми, друзьями, соседями-собачниками в моменты строгой самоизоляции чаще всего ни что иное как незрелость социального поведения, недостаточная сформированность ответственности, отсутствие навыков самоорганизации и самоуправления в критических ситуациях, нежелание следовать правилам. Отсутствие любви к самим себе, выражающееся в неоправданных рисках, неумении себя беречь, расходовать жизненные силы на износ. Всё это приводит к тому, что мы не умеем любить и заботиться о других, подвергая их опасности, в данном случае – опасности заражения.

Нам нужно всего лишь пережить пять недель в самоизоляции )ни в окопах войны, ни в концентрационном лагере), и поэтому не требуется сверхсил для того, чтобы соблюсти простые правила: остаться дома. Для психически здорового человека эта задача более чем посильна.

Ольга Тимур,

клинический психолог, психодраматерапевт

810 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики