Конечно, был. И подтверждение этому есть. Для этого воспользуемся трудами Ивана Фомича Глушкова.
Именно он – уроженец Твери, впоследствии тверской вице-губернатор, являлся автором, во всех отношениях, удивительной книги, которая называлась «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест», изданной в Санкт-Петербурге в 1801 году.
Вот как сообщалось в нём о станции Клин: «Клин – уездный город Московской губернии лежит по обеим сторонам реки Сестры. В старину селение это было родовою усадьбою фамилии Романовых. Петром I сделано оно ямом, а при Екатерине Великой наименовано городом. В нем есть старинная крепость с валом и рвом, из лучших же строений каменные церкви, императорский дворец, домы для присутственных мест училища и богадельни. Жители иные торгуют мелочными товарами из города и на ярмарках, другие занимаются ремеслами, или, имея хороших лошадей отвозят проезжих в отдаленные края России и чужих земель, даже до Данцига, Лейбцига и Берлина … Здесь на почтовом дворе берут ямских лошадей до Пешек на 31 версту.»
Итак, сей дворец в 1801 году в Клину был.
Деревянные хоромцы
История же путевых дворцов начинается еще с XVI века, со времен Ивана Грозного. Тогда по его распоряжению был построен первый путевой царский дворец, в котором останавливались царские особы на пути в Троицкий монастырь. Путевой дворец – это здание для отдыха знатных особ, свиты, а также иностранных послов во время длительной дороги.
Путевые дворцы в России весьма активно строил Пётр I, в связи с расширением границ России и её застройкой. Дорога Москва – Санкт-Петербург считалась «правительственной трассой». По ней регулярно перемещались императорские лица вместе со своей свитой, и это требовало строительства особых дворцов – своего рода почтовых станций повышенной комфортности.
Несмотря на заботы Петра, серьёзно взялись за дорогу лишь с 1746 г., при императрице Елизавете Петровне, завершив начатые работы лишь к 1830. Это было первое в России шоссе с твёрдым покрытием из плотно укатанного щебня, со множеством мостов через ручьи, реки, овраги. Однако «государева дорога» имела особые функции, и хотя 728 верст шоссейного пути, соединившего Петербург и Москву, вымостили бревнами и фашинником, монарху требовались условия, необходимые «для возвращения бодрости в изнурительно-тряской дороге, а также общения с населением». Для этого на трассе и ставились путевые дворцы.
В XVIII веке вдоль дороги Москва-Санкт-Петербург было построено 10 деревянных путевых дворцов: в Ижоре, Тосно, Чудово, Спасской полисти, Подберезовье, Яжелбицах, Едрово, Хатилово, Завидово, Клину. Что же это были за дворцы, которые, понятное дело, дожить до нашего времени не могли? Сохранился только один – ныне музей. Этот первый путевой дворец Петра I известен, как деревянный домик в голландском стиле на берегу Невы. Он возник в 1703 году. В Большой Ижоре был построен идентичный дворец в 1710 году и просуществовал до 1745 года. Затем, чтобы показать величие Российской империи, император строит в 1718 году путевой дворец в Стрельне на берегу Финского залива.
Дворцы каменные
Во второй половине XVIII века, при Екатерине Великой, дворцов стало ещё больше. Иногда их число доходило до 25.
С 1763 года они уже создаются каменными. Ведь для Екатерины с её многочисленной свитой, деревянные «хоромцы», как их называли, стали тесноваты. Да, и дерево – материал недолговечный, подвержен пожарам. Тогда путевые дворцы сделались архитектурными акцентами в сёлах и слободах, которые были преобразованы в города (Вышний Волочек, Валдай, Крестцы). Однако многие из них оказались маловыразительными небольшими зданиями в скромных формах зрелого классицизма: главный фасад в два этажа, с легким средним ризалитом, фланкированный низкими флигелями в три окна к дороге.
Фактически в этих зданиях размещали гостиницы и почту, ведь стоили они очень дорого, и было неразумно создавать их только в расчете на кратковременное пребывание властных особ.
Почтовые надобности
В 1767 году, проезжая из Петербурга в Москву, Екатерина II пожелала, чтобы нашлись люди, готовые содержать при дворцах «для проезжих всякие потребности, как пищу и питье, так и прочие нужные и к спокойствию в пути служащие надобности». Сенат приказал новгородскому и московскому губернаторам «вызывать охотников» к устройству «столь полезных и нужных для проезжих во дворцах пристанищ».
С 1782 года по указу императрицы путевые дворцы должны были выполнять почтовые функции. Путевой дворец в Торжке (архитектор П.Г. Никитин), стал образцовым. Такие же строили и в других городах. Государева дорога стала главной церемониальной дорогой империи – поездки между столицами совершались медленно, с частыми остановками, молебнами, торжественными встречами «хлебом-солью». Большинство путевых дворцов позже перестраивалось, или рядом возводились более роскошные здания.
Остальным путешественникам даже без остановов и молебнов ехать быстро было невозможно. Скорость их была ограничена. Вот выдержка из правил пользования почтовыми станциями 1808 года: «Никто не имеет права принуждать почтаря без перемены лошадей ехать более одной почты, також и к скорой езде, которые и без того должны нижеписанное число вёрст в час неотменно везти, а именно: обыкновенных проезжающих в летнее время не более 10, в зимнее не более 12, а в осеннее не более 8 вёрст в час. Курьеры же и фельдъегери имеют быть возимы столь поспешно, сколько сие будет возможно».
Конец истории…
История деревянных путевых дворцов заканчивается в 1809 году. Александр 1 принял решение преобразовать все каменные путевые дворцы в почтовые дома с гостиницами, а старые деревянные уничтожить. К этому времени на трассе Москва – Санкт Петербург оставалось 11 каменных дворцов в Бронницах, Зайцево, Крестцах, Валдае, В.Волочке, Выдропужске, Торжке, Медном, Городне, Подсолнечной горе, Черной грязи. В Твери и Новгороде бывшие путевые дворцы использовались как трактиры.
А.С. Пушкин в своей статье «Путешествие из Москвы в Петербург» писал: «Катясь по гладкому шоссе, в спокойном экипаже, не заботясь ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях, я вспомнил о последнем своем путешествии в Петербург, по старой дороге: «…рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый». Качество дороги стало лучше, скорость проезда выше. Теперь уже надобность в большом количестве дворцов отпала.
А где же находился наш путевой дворец? Местоположение его, разумеется, было связано с дорогой. Он находился у заставы, предположительно, в районе сегодняшнего дома учителя.
Татьяна Кочеткова