В народе со времен Древней Руси был праздником начала весны – с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны.
Что такое Красная горка? Это христианское торжество, у которого прослеживаются языческие корни. Почему же Красную горку называют еще и «Антипасха» и что за история про Фому, одного из двенадцати учеников Господа, которого часто, по незнанию, зовут еще «Фомой неверующим».
Красная горка — праздник тепла, молодости, красоты. Его можно сравнить с Пасхой по уровню веселья и масштабности гуляний. Крестьяне после этого дня начинали готовиться к сезону работ в поле, а молодые наконец-то могли играть свадьбы. Как проводили Красную горку?
В давние времена совершали такие обряды: до обеда поминали усопших; затем встречали весну; вечером надевали лучшие наряды и шли гулять всем селом; парни и девушки присматривались друг к другу, образовывали пары. Красная горка, обряды которой достаточно интересны, проходила с задором. В Рязанской губернии Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла.
Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яичницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.
В Пензенской губернии во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возвращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гулянье. Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли…»
Во многих местах в Фомино воскресенье устраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье. В Рязанской губернии девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли…», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.
Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за никудышного жениха или останется старой девой. Если же им удастся жениться, то оба непременно умрут вскоре после свадьбы.
В Тульской губернии девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:
«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы.
Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю, тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имярек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»
(Коринфский А.А. 1995. С. 193).
Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла…» Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.
В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего, возможно, и произошло название праздника – Красная горка.
Женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня.
Вот что рассказывает нам Евангелие от Иоанна: «В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты, пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа». Для воскресшего Христа затворенные двери не были препятствием, преображенное после Воскресения тело Господа не подчинялось законам физического мира, и мы можем только предполагать, насколько сильно были поражены ученики Спасителя, еще не отошедшие от горя, от трагических событий последних дней земной жизни Иисуса.
Итак, ученики Спасителя поражены, «они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Апостол Фома — верный и отважный ученик Христа, в это время пребывал где-то в другом месте. Поэтому, когда апостолы рассказали ему о произошедшем, он усомнился и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
В народе к имени Фомы прочно приклеилось словечко «неверующий», что несправедливо. Фома — один из первых апостолов Иисуса, был как раз предан и верен Ему вплоть до смерти. Когда Иисус решает идти в Иерусалим, Фома первый поддерживает Христа, призывая остальных: «Пойдем и мы умрем с ним!» Такова верность «неверующего» Фомы.
Понятие «вера» включает в себя такие качества, как твердость, верность, доверие. «Не будь неверен, но верен!» — призывает Господь. И Фома слышит этот призыв. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул Фома. Фоме уже не нужно осязать раны, ему уже не нужны доказательства. «Ты поверил потому, что Меня увидел, — говорит ему Иисус. — Блаженны не видевшие и уверовавшие». Вот это новое явление Воскресшего Христа Своим ученикам, апостолам и отмечается Антипасхой.