Железная дорога Клин – Высоковск

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Loading Загрузка...

Старожилы ещё помнят времена, когда между Клином и Высоковском курсировали пассажирские поезда. Сегодня некогда десятикилометровой длины путь разобран чуть более чем наполовину, а эффективно используется лишь пара километров.

Подъездная линия

За первые 60 лет эксплуатации Николаевской железной дороги всем стало понятно, какие выгоды она приносит. Линию Москва – Санкт-Петербург называли «главным ходом» Николаевской железной дороги, к ней стремились присоединиться и местные железнодорожные пути (например, из Бологого до Рыбинска, или из Чудово в Великий Новгород), и многочисленные заводы и фабрики, которые строили свои подъездные линии. В некоторых случаях эти пути имели достаточно большую длину, были весьма разветвлёнными.

Одной из таких местных подъездных железнодорожных линий была железная дорога широкой колеи из Клина в Высоковск (в те времена – рабочий посёлок Высоковский), построенная в 1914 году (но официально открытая тремя годами позже).

Основная цель этой линии – обеспечение железнодорожным транспортом Высоковской мануфактуры (прядильно-ткацкой фабрики). Для стабильной работы линии построили две казармы для путевых обходчиков по проекту, аналогичному казармам на Главном ходу. Дополнительно предусмотрели и возможность пассажирского движения. В Высоковске построили пассажирский вокзал, сохранившийся до наших дней, дополнительно был устроен остановочный пункт «Борисовский переезд».

Примечательно, что на момент открытия линии широкой колеи в Высоковске уже несколько лет функционировала узкоколейка, по которой на Высоковскую мануфактуру с 1910 года подвозили топливо с Саньковских торфоразработок.

Появление современного транспорта дало мощный импульс экономическому развитию Высоковска, которое повлекло за собой развитие социальное. В 1939 году рабочий посёлок получил статус райцентра, а в 1940 году был преобразован в город Высоковск.

Активное движение

После революции, как и прочие объекты, железнодорожная ветка Клин – Высоковск была национализирована и до конца 1960-х годов входила в состав железнодорожной сети общего пользования НКПС-МПС. Кроме активной грузовой работы действовало и пассажирское движение сообщением Клин – Высоковская. В лучшие времена по ней проходило до восьми пар одних только пассажирских поездов.

Остановочный пункт Борисовский переезд. Подбор пассажиров производился на пересечении с автодорогой, пассажирской платформы не было. Апрель 2020

Из-за особенностей путевого развития станции Клин поезда отправлялись с одного из путей разворотного треугольника, где в наши дни находится спуск с пешеходного моста. При этом никакой пассажирской платформы не было, в вагоны садились прямо с насыпи. Также не было пассажирской платформы у Борисовского переезда, посадка и высадка пассажиров производились прямо на пересечении с автодорогой.

До конца 1960-х годов пассажирские поезда ходили под паровой тягой. Обычно к паровозу прицепляли два-три пассажирских вагона, которые всегда забивались битком. Как и многие другие подобные неспешные поезда местечковых перевозок в нашей стране, такой состав получил прозвище «кукушка». Скорее всего, из-за схожести звучания тифона паровоза со звуками, издаваемыми кукующей птицей.

Из книги В.М. Пернавского «Родные места»: «Несмотря на позднее время, нам повезло с местами в переполненном, прокуренном вагоне. В ту пору пассажирский поезд, шедший в нашем направлении, трудно было назвать составом, ибо в нём насчитывалось всего три плацкартных вагона. И хотя сидячих мест на всех не хватало, люди не унывали. Опоздавшие устраивались в коридорах, на площадках, подножках и даже на крышах вагонов. До нашей конечной станции насчитывалось не более десяти вёрст, но поезд, как и утром, тащился не быстрее черепахи. К тому же, ему пришлось долго стоять на единственной промежуточной остановке. Так что пришлось нам опять корпеть в вагоне более часа».

В конце 1960-х годов линия стала обслуживать исключительно промышленный транспорт, утратив статус дороги общего пользования. Из Клина до Высоковска было организовано куда более быстрое и удобное автобусное сообщение, которое сразу же оценили пассажиры. Автобусы оказались как нельзя кстати. Промышленному транспорту было уже не до пассажиров. Днём и ночью не прекращали работу заводы вдоль линии на Высоковск, которым требовалось сырьё или наоборот вывоз готовой продукции. Грузовые поезда всё чаще мешали пассажирским выдерживать и без того медлительный график. Уже отправившись, пассажирский поезд мог прождать долгое время окончания маневровой работы, что вызывало логичное возмущение у пассажиров. Да и паровая тяга давно устарела, а пассажирские вагоны постепенно пришли в негодность. Так Клинское ППЖТ сосредоточилось исключительно на грузовой работе. Грузооборот постоянно увеличивался. Станкостроительный и термометровый заводы, нефтебаза, два асфальто-бетонных завода и Высоковская мануфактура – вот предприятия, располагавшиеся вдоль линии.

Конец пути

Грузовое движение из Клина в Высоковск осуществлялось до 2009 года. Единственное предприятие, ради которого сохраняли линию – асфальто-бетонный завод ГУП МО «ВысоковскийАвтодор», на который подвозили песок и щебень.

Высоковск находится на высокой горе, значительно выше относительно Клина, и слабые тепловозы ТГМ4, из которых состоял основной парк Клинского ППЖТ, не могли втянуть тяжёлые составы с песком и щебнем на такой значительный подъём. Исключительно для работы на этом направлении у Михайловского ГОК был куплен магистральный тепловоз ТЭ3. Но он был большим и плохо проходил кривые малого радиуса, которыми изобилуют подъездные пути, толком его использовать не получилось. И для работы на Высоковском направлении использовались маневровые тепловозы ТЭМ2.

Финансовый кризис 2008 сделал невыгодной доставку грузов железной дорогой, и некоторое время «ВысоковскийАвтодор» использовал площадку у нижнего склада лесокомбината, вывозя грузы на автомобилях.

Прекращение движения не означало остановку работы всего Клинского ППЖТ. На первых двух километрах линии в черте Клина проводится маневровая работа с вагонами, а на Высоковск пару раз в год пускали мотовоз, чтобы поддержать линию в рабочем состоянии, не допустить разворовывания.

Судьба железнодорожного пути в Высоковск до недавнего времени оставалась неопределённой. Железнодорожники семь лет делали всё для сохранения ветки на Высоковск: не допускали разбора линии, проводили обслуживание верхнего строения пути и т.д.

Конец их надеждам и стараниям в 2014 году положил проект строительства платной автодороги Москва – Санкт-Петербург М11 «Нева». В соответствии с ним путепровод в месте пересечения с железной дорогой не предусматривается. Клинское ППЖТ вынужденно было разобрать участок дороги от точки «перерезания» её автодорогой до Высоковска, пока вывоз стрелочных переводов и рельсо-шпальных решёток ещё был возможен.

Сейчас вся рельсо-шпальная решётка складируется в Клину и постепенно используется при ремонте действующих путей.

Оставшиеся несколько километров железной дороги ведут в никуда, линия заканчивается пустырём.

О былом железнодорожном сообщении в Высоковске напоминает лишь сохранившийся вокзал, который после прекращения пассажирского движения стал обычным жилым домом. Он остаётся собственностью Клинского ППЖТ. И в ближайшем будущем сохранит этот статус, несмотря на разборку линии.

Тепловозы, работавшие на линии, теперь работают в других местах. ТЭМ2-1427, поработав некоторое время в Москве, сейчас трудится в Мурманском морском порту, а ТЭМ2-1531 в апреле 2020 был отправлен в Казахстан.

Обидно, что железную дорогу чуть ли не насильно исключают из грузовых перевозок. Вместо грузов по главному пути начали курсировать «Сапсаны», а грузовой ход из Санкт-Петербурга в Москву теперь пролегает через Вологду.

Павел Балабанов

529 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики

Статистика Метрики для сегодня

Просмотры страниц: 502
Визиты: 345
Посетители: 325
Заказать звонок
+
Жду звонка!