Промыслы Клинского уезда в XIX веке

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

А теперь поговорим о промысловой деятельности жителей Клинского уезда. В своей книге «Промыслы Московской губернии» известный экономист и статистик Исаев А.А. писал: «Общие причины, вызвавшие появление в деревнях неземледельческих промыслов, понятны,… одна нужда могла заставить поселян приняться за занятие, незнакомое их отцам и дедам. Но насколько понятна общая причина происхождения в деревне неземледельческих занятий, на столько же трудно ответить на вопрос, почему в данном месте явился тот или иной промысел, когда он явился, сколько веков или десятилетий считать его существование… Здесь представляется обширное поле догадок». Крестьянин не задаёт себе вопросов «отчего, почему и как», проявляя к этому полнейшее равнодушие. В лучшем случае он укажет общую причину появления промысла, говоря: «надо ведь чем-нибудь кормиться» или «так заведено». А сам промысел идёт «из старины». Но сейчас-то мы с вами можем проводить анализ и строить догадки, опираясь на материалы других источников. Надо отметить, что Клинский уезд (в сегодняшних своих границах) не был на промыслы богат. Но вовсе не потому, что у нас не было талантливых и мастеровитых людей. Причина в другом: необходимости в этом было не так много, как в других более населённых уездах, особенно тех, что были ближе к Москве. Клин ведь находился на окраине области, и плотность населения потому была невысокой. Но зато уезд был богат лесом, да и пахотной земли хватало.

Клинский уезд – прежде всего аграрный, мы сейчас сказали бы – сельский. Если уж говорить о промысловиках в сельской и городской местности, то первые находились в наиболее выгодном положении. Городской житель круглогодично зависел от заработка, который мог дать ему только промысел, чтобы кормить свою семью, в то время как крестьянин кормился своею землёю. По этой причине он мог и придержать свой товар, и снизить на него цены, чего в конкурентной борьбе не мог позволить себе городской промысловик. Если сельчанин брался за промысел для дополнительного заработка, то для горожанина его ремесло было единственным источником существования, у него же дополнительно не было надела земли с картофелем, капустой и репой. Были и голодные годы, – страдали в первую очередь крестьяне, но горожанам тоже было нелегко, так как цены на хлеб росли. Конечно, экономические кризисы больше били по горожанам, но и крестьяне не жили в раю.

Статья эта основана на достоверных материалах статистических отчётов Московской губернии, отдела хозяйственной статистики за 1879-1883 годы. 5 выпусков. Составители – В. Орлов, И. Боголепов, Горбунова М. и др.

Мы знаем (читали и слышали) о промыслах, но… которые считались столь незначительными (по объёмам производства) в рамках волости (не говоря уже о губернии), что в земские отчёты они или не попадали вовсе или упоминались вскользь. Но это не значит, что их не было. Ещё раз напоминаю, что речь идёт об обследовании в конкретные годы.

Например, мы говорим о камушном промысле. Как не говорить, когда эта информация преподносится экскурсантам в Подворье? Так был или не был этот промысел? Был, но совсем немного. Об этом очень хорошо написал В. Стариков в статье « Хрустальная круговщина». А вот в Дмитровском уезде, в Костино и Прокошино, были совсем другие масштабы, не сравнимые и с нашим Александровским стекольным заводом, и с объёмами стекломассы, и с количеством занятых в промысле людей, и с ассортиментом изделий. Отметим также, что в этот период – после смерти владельца – Александровский завод уже пришёл в упадок, а согласно статистическим данным 1868 года он действительно выпускал значительное количество продукции, и хотя конкурировать с Мальцевской империей, конечно, не мог в рамках губернии, но для нашего уезда имел большое значение. Потому что был первым.

Была ли ёлочная игрушка во второй половине 19 века? Мы-то уверены, что была. Была, но в очень незначительных количествах (в рамках губернии), поэтому промысел ёлочных украшений зафиксирован в отчёте не был. Но в перечне перечисленного оборудования Меньшиковского завода числились «две тянульные печи». А это значит, что дрот на заводе тянули. Тянули-выдували его вручную, и из этого толстостенного неравномерного дрота и производили первые шары небольшого диаметра. Промыслом производство игрушек было названо позже. К тому времени в Германии уже появились газовые горелки, которые пришли и к нам.

Был портняжный промысел. В уезде было 78 местных портных и 418 отхожих, то есть тех, кто занимался ремеслом в других волостях, отрываясь от своего надела земли. Сырьё – сукно или казинет, прикладной коленкор и вата – закупалось в Москве. Одежду шили двух покроев: русского (казакины, поддёвки, чуйки) и немецкого (сюртуки, жилетки, брюки).

«Деревенские портные», 1897 г. / худ. Иван Куликов

А вот производством крахмала и патоки занимались много, в 11 селениях было 38 мелких предприятий. Очень сложно провести грань между заведением (заводом, фабрикой) и промыслом. Условно примерно так: завод – это отдельное помещение, как правило, и работающих там больше (отметим – наёмных), а промыслом может заниматься одна семья в собственной хате. А если крестьянин на задах своего огорода построил на следующий год сарай для производства, то он уже заводчик, если нанял на работу соседа. Пример: паточный завод Иванова в Чернятино (вот на нём работает всего один нанятый работник), картофелетёрочный – Позднякова в Покровском (там 15 человек). Почему переработка картофеля, а не что-то другое? Этому есть простое объяснение. На песчаных и супесчаных почвах (особенно в Круговской волости) хорошо росла картошка. Но она продукт громоздкий, для удобства сбыта его надо было переработать. Этим и занимались крестьяне в деревнях Чернятино, Жестоки, Васильково, Гологузово, Плюсково и Третьяково. А ещё давайте учтём дешевизну топлива (леса-то полно), отсутствие фабрик и отхожих промыслов, ну и близость железной дороги. Вот они, благоприятные условия для этого промысла. Как им не заняться? Отходы производства тоже использовались, – ими кормили скот. Поэтому у крахмальных заводчиков коров и лошадей было примерно в два раза больше, чем у остальных домохозяев. Отходы шли и в землю, а иногда помои, содержащие белковые вещества, сбрасывались в реку, отчего вода «плохо пахла».

А раз топливо дешёвое, то крестьяне Селинской волости (27 хозяев в деревнях Першутино, Селинское, Косово, Дмитровка, Языково), Петровской (16 хозяев в Петровском, Некрасино, Троицком, Захарово), Круговской (43 хозяина в Глухино, Крутцах, Чернятино, Васильково, Свистуново, Бортницы, Сенцово, Игуменово), а также в Борисово, Полуханово, Тимонино и Першутино занимались выращиванием огурцов и салата в теплицах. И всё это, начиная с февраля, отправлялось в Санкт-Петербург. Вот и получается: есть возможность производить и, главное, сбывать. Конечно, это не современные пластиковые теплицы, но это были рамные конструкции (со стёклами), в теплицах были установлены печки, дающие тепло в трубы, опоясывающие внутреннее пространство. И это не мешало крестьянам заниматься собственным земледелием с весны по осень. Так что выращивать огурцы было очень выгодно, так почему этого не делать? Вот этим мы точно можем гордиться… по праву.

Татьяна Кочеткова

(окончание следует)

Часть 1

Часть 2

Часть 3

 

2 015 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики