«Дамский» лётчик

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Можно ли говорить хоть что-то о городе Клин в связи с Северным полюсом? Ну и вопрос. Очень сложный вопрос. Да ничего общего. Где Клин, а где Северный полюс? Он от Москвы-то находится на расстоянии аж 3800 км, ну от Клина чуть поближе. Ну и что? Нет, решительно ничего. Хорошо. Попробуем зайти с другой стороны. Знаете ли вы, что в нашем городе был сквер имени Ляпидевского, которому в этом году исполнилось бы 86 лет? Не знаете? А кто такой – этот самый Ляпидевский?

А он… Вот читайте. Из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:13 февраля в 13 часов 30 минут дрейфующий во льдах Ледовитого океана пароход «Семён Челюскин» из-за разрыва левого борта и начавшегося затопления через два часа затонул. При эвакуации погиб человек, остальные 104 члена экспедиции О.Ю. Шмидта высадились на лёд. Начался героический дрейф челюскинцев в ожидании чудесного спасения. 5 марта 1934 года первых десять женщин и двух малолетних детей эвакуировал со льдины полярный лётчик Анатолий Васильевич Ляпидевский. За этот подвиг ему было присвоено звание Герой Советского Союза с вручением золотой Звезды под № 1. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почётное звание Героя Советского Союза. Первыми кавалерами этой награды стали и другие летчики, участвовавшие в этой операции: С. Леваневский, М. Слепнёв, Н. Каманин, В. Молоков, И. Доронин и М. Водопьянов. Ну, про челюскинцев-то слышали?

В те годы работа полярных лётчиков была чрезвычайно трудной и опасной. Не существовало никаких специальных инструкций по полётам, кабины самолётов были открытыми, в машинах не было ни радио, ни пеленгаторов, ни спасательных средств. Чтобы запустить маломощный двигатель, воду и масло приходилось заранее подогревать, а вылетать только в редкую хорошую погоду. Любой непредвиденный случай мог обернуться трагедией для лётчика.

На тот момент географически ближе всех к лагерю челюскинцев оказался экипаж лётчика Анатолия Васильевича Ляпидевского. Для полётов за Полярным кругом выделили переделанный двухмоторный восемнадцатиметровый военный самолёт-бомбардировщик АНТ-4. Лётчику пришлось пилотировать машину «вслепую и вглухую», только по видимым на земле ориентирам. При этом бороться с сильнейшими морозами и ветрами. «Трудно описать наши переживания. Бушует пурга, ветер с дьявольским свистом издевается над нашим бессилием. Даже на собаках ездить нельзя – не то, чтобы летать! Локти готовы грызть от досады!», – вспоминал позже Ляпидевский.

Первыми вывезли женщин и двух маленьких девочек, одна из которых, Карина Васильева, родилась на борту «Челюскина». Женщины и дети в составе команды? Можете представить? Я – нет. «Дамский» лётчик. Этим шутливым званием по дружбе наградил Ляпидевского знаменитый полярный радист и не менее известный шутник Эрнст Кренкель.

Людей спасли. На деревянных самолетах, собачьих упряжках…Всем миром. Об этом написана книга «Челюскинцы». Судьба челюскинцев, подвиг моряков, полярников и лётчиков сделали единой всю страну. Сейчас в это трудно поверить, но с февраля по апрель 1934 года весь Советский Союз начинал день с вопроса, что происходит на льдине. Все жадно ловили информацию по радио, читали и перечитывали газеты. Возвращение челюскинцев стало триумфом всего СССР. Их путь из Владивостока в Москву буквально засыпали цветами и подарками. Более сотни митингов в городах следования поезда, и везде ликующие люди. Все члены экспедиции и летчики стали настоящими героями, их имена не сходили с передовиц газет и радиопередач. Советский народ ликовал. Это было ни с чем не сравнимое единение народа. Его победа. Высшей точкой ликования людей стал парад на Красной площади, когда челюскинцев привезли с вокзала по улицам столицы, затопленным торжествующими людьми. Величайшее событие для страны, сравнимое разве что с полётом Юрия Гагарина в 1961-ом. В нашем городе улицу Кооперативную тогда переименовали в улицу Гагарина.

А после челюскинцев в нашем городе появился сквер Ляпидевского. И где же? На углу Первомайского сквера и Большевистской (ныне ул Гайдара). Я помню из своего далёкого детства те громадные липы, которые от него остались. Мой дед – работящий крестьянин – бежал из деревни в Липецкой области от «красного террора» в город, а в Клину ему удалось купить дом с приличным по площади участком земли. Вот этот самый сквер (он был совсем небольшой) и находился как раз за оградой его собственности. Позже там были выстроены коммунальный (шлакоблочный) дом и рядом детский сад (сегодня это здание налоговой инспекции). В сквере не было ничего примечательного. В отличие от Первомайского. Дед только говорил, что когда они приехали в Клин, «деревьев было много, и они были небольшими». Только деревья и лавочки. Представляете, что такое высоченные липы? Их много, и они обильно цветут. А как пахнут! Я ещё помню то безавтомобильное время, когда липовый цвет там можно было собирать. Но до высоких веток парковых лип мы не доставали, а вдоль самой Большевистской липы поменьше росли с обеих сторон, – собирай сколько хочешь. Отвар от простуды помогал, точно помню. А о том, что это был сквер имени Ляпидевского, узнала значительно позже, когда на месте наших деревянных одноэтажных домишек вырос «небоскреб» в 9 этажей. Конечно, липы – деревья замечательные, но… Не осталось ни сквера, ни его названия. Время…

После челюскинцев были папанинцы. Помните таких? К середине 30-х годов прошлого века в ходе исследования побережья Арктики встал вопрос прогнозирования ледовой и метеорологической ситуации в водах Северного Ледовитого океана. 21 мая 1937 года при помощи самолёта в районе Северного полюса была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина. Участники экспедиции – гидробиолог Пётр Ширшов, геофизик Евгений Фёдоров, радист Эрнст Кренкель и руководитель Иван Папанин – в течение девяти месяцев вели научные наблюдения на станции. За это время их льдина прошла в результате дрейфа 2850 км до восточного побережья Гренландии, откуда 19 февраля 1938 года полярников сняли ледоколы «Таймыр» и «Мурман».

В результате этой экспедиции появился художественно-документальный фильм «Папанинцы». Он идёт менее часа. Ну и какая же связь с Клином? А вы посмотрите фильм. Если челюскинцы ехали на поезде Владивосток –Москва и прибыли на Белорусский вокзал (а не на Ярославский, потому что там строили метро), то поезд Ленинград – Москва шёл через наш город. В фильме есть кадры встречи папанинцев в Калинине (Твери). Толпы встречающих, все радостно кричат, приветствуя героев, и машут, провожая состав. В Калинине папанинцы выходят из вагона – пожимают руки и обнимаются с встречающими.

Далее наш родной вокзал – 82 года назад. В Клину поезд встречают тысячи людей и наряд милиции в длинных шинелях. И конечно, духовые оркестры. Поезд замедляет ход. Те же приветствия, счастливые лица и тысячи провожающих рук. Вдоль дороги на станциях и полустанках люди, люди стоят просто на откосах с детьми, и все машут. Очевидцев этих событий почти не осталось в живых. Но люди ещё помнят, как об этом рассказывали их родители и прародители. «Столько народу!Такая была радость. Всеобщая ликующая радость. Тогда и «Комсомольская правда» писала об этом много, и все следили за ними и переживали, когда льдина стала раскалываться. Конечно, гордились тем, что они наши, советские! А как оркестры играли! Так за душу брало… Они играли «Марш авиаторов» и «Лейся песня на просторе…» из фильма «Семеро смелых», а мы все подпевали», – так рассказывала Татьяна Дмитриевна Урусова, которая в составе молодёжной группы фабрики «Клинволокно» тоже кричала «Ура!» вместе со всеми 17 марта 1938 года с перрона Клинского вокзала.

Это сейчас слетать на Северный полюс можно по туристической путевке. А 85 лет назад люди, добравшиеся до него, считались героями. И челюскинцев и папанинцев носили на руках в прямом смысле. Экспедиции была громкие: их (как сейчас бы сказали) пиарили на весь мир. Но ни слова о возможных рисках: район Северного полюса – страна и сейчас неведомая, а уж тогда… Могли люди погибнуть? Конечно! Но вот – вернулись с победой! И сквер первого Героя Советского Союза у нас в Клину появился. И таких многолюдных сборищ, как встреча папанинцев, наш клинский вокзал больше не знает.

Татьяна Кочеткова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики