Поезд для президента

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В последний июньский день я увидел на нашем участке железной дороги очень необычный поезд. С виду обычный состав из типовых пассажирских вагонов серого цвета. Но намётанный глаз сразу заметил нюансы: поезд по электрифицированному пути вели сразу три тепловоза (один впереди состава и два в хвосте), некоторые вагоны имели шесть осей вместо стандартных четырёх. Давнее увлечение железными дорогами сразу помогло определить, что мимо меня проходит спецпоезд с бронированными вагонами. Такими пользуется лишь высшее руководства страны.

Как добраться до Завидово

Свободное время каждый из нас проводит по-разному. Одни лежат на диване перед телевизором, другие путешествуют на машине или крутят педали велосипеда, третьи подгадывают поездки под ежегодный отпуск. Но большинство сограждан выбирают отдых на дачах, каждую пятницу покидая город, чтобы в понедельник вернуться обратно. А что предпочитает первое лицо страны?

Через наш Клин проходит путь от Кремля до правительственных резиденций в Завидово и Валдае. Казалось бы, что проще? Закончил работать вечером, да выезжай себе из Кремля сразу на Тверскую улицу, переходящую в Ленинградский проспект, а затем и Ленинградское шоссе, оно как раз и приведёт до обеих государственных дач. Но Президент – не обычный человек, поэтому вся его жизнь регламентирована, а его график и способы передвижения по стране подчиняются особым требованиям, позволяющим обеспечить наивысшую защиту. Кортеж автомобилей не подойдёт. Хотя бы потому, что в этом случае нужно перекрывать всю трассу сразу. Авиация? Громоздко, к тому же слишком шумно, «поработать с документами» в пути не получится.

На самом деле всё давно придумано, – президент, как типичный дачник, ездит на поезде. Но, конечно, не на обычной электричке, в РЖД для него имеется специальный поезд, прозванный железнодорожниками «литерным». Дело в том, что у всех поездов имеется числовая нумерация, тогда как такие поезда специального формирования вместо числового номера имеют буквенный. Буква, она же литера, отсюда и название.

Как ездят другие

Спецпоезд для руководства страны – не российское изобретение. Как только появилась железная дорога, встал и вопрос о передвижении первых лиц. Самый известный спецпоезд – у руководства Северной Кореи: его окружают множественные слухи и легенды. В 2001 году Ким Чен Ир с официальным визитом проехал на этом поезде практически через всю Россию. А первые VIP-составы появились на родине железных дорог – в Англии. Поезд существует и теперь. Королева нет-нет да отправится на нём с государственным визитом.

Российские императоры ездили в обычных вагонах, хотя для их охраны по обеим сторонам вдоль путей выставляли солдат. Ленин больше предпочитал автомобиль, не выезжая далеко из Москвы.

Первые бронированные вагоны в СССР появились у Сталина. Тот не любил ни самолётов, ни автомобилей из-за присущей тряски, шумов и скованности движений. Поэтому и на Чёрное море, и в Тегеран, и в Ялту он отправлялся в бронированном составе. Ход у этого состава был такой, что совершенно непонятно, едет состав или стоит.

Хрущёв обожал новинки авиации, хотя Политбюро и настаивало в целях безопасности передвигаться по железной дороге. Никита Сергеевич вёл активную борьбу с излишествами, поэтому у него персональных вагонов не было, для каждой поездки литерный поезд формировали разные депо.

Только в 1974 году, уже при Брежневе, построили специальный вокзал в центре Москвы, между платформой Каланчёвская и Ленинградским вокзалом. Так появился вокзал, поезда с которого отправляются куда угодно, лишь бы там были рельсы. Это так называемый Правительственный вокзал. А если официально – Вагонный участок центрального направления Московского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».

 

Из чего состоит поезд

Информации про спецпоезда в открытом доступе мало. Однако некоторые подробности об этом секретном составе известны. Поезд находится в совместном ведении Управделами президента и РЖД. Бронированные вагоны предназначены только для Президента и председателя Правительства Российской Федерации. Даже федеральные министры правом на такую роскошь не обладают.

Спецпоезд для каждой поездки формируют каждый раз заново, исходя из длительности пути и целей поездки. Неизменными остаются лишь бронированные вагоны, остальные – стандартные СВ и купе, есть вагон-ресторан. После поездки состав расформировывается, и все вагоны (кроме бронированных) используют на обычных пассажирских маршрутах. Так что любой из наших читателей вполне мог ехать или обедать в одном из вагонов, состоявших в литерном поезде.

Ведут состав всегда не менее трёх тепловозов, расположенных в голове и хвосте поезда, ещё один тепловоз запускают впереди для проверки безопасности на путях. Почему именно тепловозы? Потому что они не привязаны к контактной сети и более мобильны, чем электровозы.

Спецсостав довольно часто бывает на ходу. Например, во время недавней самоизоляции Владимир Путин неоднократно ездил на нём в свою резиденцию на Валдае. Но такие поездки, конечно же, не афишируются.

Скорость такого поезда около 160 км/ч. С такой скоростью по нашему направлению ходят «Ласточки».

Для быстрых перемещений в Польше некоторое время назад куплены две мотрисы PESA 611М. Автомотриса представляет собой вагон на дизельном ходу. Кузов вагона опирается на две приводные тележки. Машина имеет кабины машиниста с обеих сторон. На испытаниях их удалось разогнать до скорости 201 км/ч!

Что же до поезда, который мне случайно встретился, то, как оказалось, именно на нём из Ржева возвращались Владимир Путин и Александр Лукашенко, открывавшие Ржевский мемориал Советскому солдату. Но президенты вышли в резиденции Завидово. А «литерный» продолжил свой путь в столицу уже пустым.

Павел Балабанов

2 960 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики