Немало написано о Поджигородовском храме Михаила Архангела. Этот памятник архитектуры представляет собой одно из ранних проявлений романтизма в истории XVIII века. И всё время нас волновал вопрос его авторства.
Существует представление, что создателем проекта Михайло-Архангельской церкви являлся Василий Баженов. И это авторство, мол, приписывается ему порой без всякого основания. Веский аргумент: «Хотя церковь несёт элементы столь любимого Баженовым псевдоготического стиля, однако основных его признаков (неоштукатуренных стен красного камня, обильного готического декора) она начисто лишена». Писатель В. Снегирёв в своей книге «Баженов» писал: «Он исходил из элементов московского барокко, а не из собственно готического стиля. Он возрождал элементы русской архитектуры XVII века, обогащая его новыми, из XVIII века, архитектурными деталями. Основой для строительства являлся красный кирпич и белый камень». Убедительно? Но… Есть данные о том, что до середины XIX века церковь Михаила Архангела была краснокирпичной, детали декора – белокаменные. Затем она подверглась капитальному ремонту, при котором стены были оштукатурены и выкрашены в белый цвет. Часть декоративного убранства тогда исчезла, сохранившаяся стала мало заметной. Сборник «Клин православный» также утверждает, что «Церковь построена из красного кирпича с белокаменным декором». То есть первоначально – налицо «баженовские» основные признаки.
Храм Михаила Архангела необычен не только для нашего округа, но и для Подмосковья, – таких церквей в России всего две. Передо мной фотографии: храм в Поджигородово и церковь в Вешаловке (Липецкой области). Могу сказать, как инженер-строитель, что обе они выполнены по одному проекту, отличаясь лишь декором. В прошлом году появился материал поисковика-краеведа Ольги Ткаченко, отец которой лет 50 назад приобрёл дом в Кузнецово, откуда открывается великолепный вид на клинскую жемчужину. О. Ткаченко проводила серьёзные исследования по данному вопросу. Много интересных фактов об истории села Поджигородово, о своей семье ей рассказала недавно ушедшая из жизни Елена Николаевна Соколова, внучка последних владельцев усадьбы Поджигородово. Вот что она пишет: «Церковь Знамения в Вешаловке давно признана шедевром архитектуры. Его создателем считается великий русский зодчий – Василий Баженов (1738-1799), работавший над Михайловским (Инженерным) замком в Санкт-Петербурге и ансамблем Царицыно в Москве. При этом важно, что именно Баженов приложил руку к разработке проекта и строительству липецкой церкви, однако до сих пор это документально не подтверждено. В то же время, как утверждает в своей книге прямой потомок владельцев усадьбы Знаменское, историк Павел Кожин, в фамильной библиотеке хранились чертежи с подписью Баженова. Но и они были утеряны при пожаре».
Итак, церковь Знамения в Вешаловке роднит со знаменитым Домом Пашкова в Москве на улице Моховой, который называют жемчужиной русского зодчества, одно обстоятельство. Автором Дома Пашкова также считается великий русский зодчий Баженов, но… вот документов, подтверждающих его авторство, нет. Они тоже сгорели, во время пожара 1812 года. Ничего удивительного: времени прошло много, менялись владельцы, документов сохранилось мало. Достоверно известно лишь о двух проектах Баженова – проекте Большого Кремлевского дворца и проекте дворца в Царицыно. Авторство Баженова при строительстве всех остальных зданий, которые считаются его работами, включая знаменитый дом Пашкова, подвергается сомнению, приписывается другим архитекторам. Это в Москве. Дом Румянцева на Маросейке, дом Бекетовых на Тверской, дом Юшкова на Ордынке… Нет чертежей с его подписью, – авторства утверждать нельзя. А вот в провинции совсем наоборот, – похоже на баженовский стиль, почему бы не приписать ему авторство и не восхваляться тем, что вот, мол, в нашей деревне… Хотя, скажем так – и это вполне возможно.
Наверное, нам, клинчанам тоже хотелось бы гордиться авторством Василия Баженова. Есть ли на это основания? Итак, были чертежи XVIII века, и есть сегодняшние храмы века XX, радующие сердце и глаз. А между ними время, события и люди, – и всё это звенья одной цепи. Давайте попробуем разобраться… Ольга Ткаченко сообщает далее: «И всё же, как прославленный Баженов мог оказаться в липецкой глуши? Шесть лет, с 1767 по 1773 гг., архитектор занимался проектом, который считал делом всей своей жизни. Императрица Екатерина Вторая пожелала привести в порядок обветшавший Кремль. Заниматься реконструкцией поручили Баженову. Он задумал масштабную перестройку, вкладывал в неё все силы. Однако в один момент императрица передумала и приказала стройку остановить. Баженов был разбит и подавлен. Именно в этот непростой период, как считают историки, в российскую глубинку его пригласил Яков Татищев – сын любимого денщика Петра Первого, ему было даровано село Знаменское (сегодня Вешаловка). Задачей архитектора было построить сердце усадебного комплекса – храм. Для его возведения архитектор располагал только красным кирпичом и белым камнем. Так что он, выполненный в стиле псевдоготики или русской готики, получился на удивление воздушным и необычным. Островерхие четырехгранные шатры и шпили, стрельчатые арки ужились в нём с русским пятиглавием и классическими пилястрами. Особую нарядность фасаду придал белокаменный декор. В храмовый комплекс вошла и четырехъярусная колокольня».
А теперь вернёмся в наше Поджигородово. Как чертежи могли попасть сюда? Вполне могли. Недалеко находится село Никольское, ранее оно называлось «Никольское-Сверчки» и принадлежало боярину Алексею Даниловичу Татищеву. Его сын Петр Алексеевич (был известным масоном) стал тем человеком, который выручил в своё время архитектора. Василий Баженов был одним из первых, кого Академия художеств отправила в поездку по Европе. Зодчий задержался в Италии, сильно нуждался в деньгах, но его выручил Петр Алексеевич Татищев. Вернувшись в Россию, Баженов, видимо, отблагодарил Татищева чертежами храма. Один из вариантов чертежа церкви в Вешаловке Татищев мог передать своим соседям –братьям Юрьевым в Поджигородово», – пишет Ольга Ткаченко. Братья Юрьевы, Алексей Михайлович и Петр Михайлович, купили село в 1770 году у барона Строганова Александра Николаевича. Именно Юрьевы отстроили усадьбу и возвели храм Михаила Архангела на месте старой деревянной церкви. Выстроенная в 1670 году, она была реконструирована в 1729 году по «челобитью бар Александра Строганова с братьями». И только в 1783 году каменный храм засиял своими новыми куполами. Однако двадцатый век стал для него новым испытанием. И только сегодня мы видим его возрождённым, представленным во всей своей красе. Как и Знаменский, построенный в 1784 году.
Василий Иванович Баженов – одна из самых загадочных личностей в истории России. Отношение к нему Екатерины — отношение странное. Считается, что неопытность в коммерции и дипломатии послужили причиной личной трагедии зодчего и в личной, и в профессиональной жизни. Может, оно и так. Но самое главное состоит в том, что у нас есть очень серьёзные основания полагать, что храм Михаила Архангела в Поджигородово построен по его чертежам, и таким образом громкое имя Василия Баженова оставило след в истории и нашего края. Интересны и переплетения судеб зодчего, Татищевых и Юрьевых в создании жемчужины русского зодчества в селе Поджигородово.
Татьяна Кочеткова