В следующем году исполняется 170 лет с момента открытия железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Готовясь к этой дате, «Клинская Неделя» начинает цикл публикаций об истории железнодорожного вокзала в Клину и железнодорожного сообщения между Клином и двумя столицами.
Район старого Чепеля может рассказать об истории Клина едва ли не больше, чем легендарные торговые ряды и здания на Советской площади. В середине 1840-х на окраине уезда началась большая стройка. В те годы прокладывали Николаевскую железную дорогу и возводили различные сооружения: вокзал, казармы, депо и так далее. Появится целый мини-городок со своими магазинами, жилыми домами, рабочими местами. С разных уголков страны сюда стали съезжать специалисты железнодорожного дела – в основном молодёжь, только что получившая модные в то время железнодорожные профессии. Очень скоро встал вопрос о создании школы для детей. Прямо у железнодорожных путей в 1890-м году по проекту архитектора-академика Константина Тона было построено училище.
Клинский железнодорожный вокзал – один из самых старых в России. Он был построен в 1844-1851 годах по типовому проекту архитектора Рудольфа Желязевича, который при сооружении Николаевской железной дороги был назначен инспектором строительства. В разработке станционных комплексов помимо него принимали участие архитекторы Константин Тон, Николай Ефимов, Александр Брюллов. Вокзалы I и II класса, спроектированные Желязевичем, были возведены в Клину, Твери, Малой Вишере и Бологом. В ближайших номерах мы расскажем нашим читателям историю создания и жизни железнодорожного вокзала. А сейчас вернёмся к училищу.
Во времена строительства и в первые годы эксплуатации Николаевской железной дороги Клин получил не только вокзал. В районе старого Чепеля был создан целый железнодорожный городок, состоящий из нескольких десятков строений. Ведь возникла необходимость обслуживать путевое хозяйство, люди переезжали семьями, селились в комфортных (по меркам того времени) бараках. Для того чтобы учить детей, в 1890 году возвели железнодорожное училище. Это было красивейшее здание, выполненное по проекту Константина Тона, автора Ленинградского вокзала в Москве и Московского – в Петербурге. Благодаря снимку, сделанному В.А. Беликовым в начале ХХ века, мы знаем, как оно выглядело в свои лучшие годы. До сегодняшнего же дня дожили лишь руины центрального входа. Но даже в столь плачевном состоянии эта часть сооружения впечатляет утончённостью архитектурных деталей, тяготеющих к стилю классицизма.
Проект здания училища был индивидуальным. То есть аналогичного на всем постсоветском пространстве не найти. Когда возникла необходимость возведения учебного заведения, искали подходящий проект. Константин Тон к тому моменту уже умер, но сохранились его работы по обустройству железнодорожных городков, включающие как инфраструктуру, так и сооружения бытового назначения. В итоге к казарме, в которой жили машинисты, пристроили каменную центральную часть и ещё одно деревянное крыло. После перепланировки помещений удалось создать шесть классных комнат, просторный зал и различные подсобные помещения.
Несмотря на название («железнодорожное училище»), там не преподавали рабочие специальности. В конце XIX века в Клинском уезде было несколько школ, их работу финансировали либо отдельные «предприниматели», либо какие-то ведомства. Наше училище находилось «под крылом» железной дороги. По сути, это была обычная школа для детей железнодорожников, обслуживающих магистраль от нынешней станции Подсолнечная до Завидово. Она действовала по «Положению о двухклассных министерских училищах» 1875 года.
Поскольку многие семьи, чьи дети стали посещать занятия в железнодорожном училище, не могли позволить себе оплачивать ежедневный проезд детей в обе стороны, было построено общежитие (о месте его расположения историки спорят до сих пор). Но деньги за проживание вычитались из зарплаты родителей. В любом случае это было дешевле, чем ежедневно ездить туда-сюда.
Выпускники училища имели право экстерном сдать экзамены за курс прогимназии (общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов). Но сделать это могли далеко не все. Причин тут две: нужно было хорошо и интенсивно учиться, а условия для этого были не у всех, а самое главное – допуск к экзаменам стоил 10 рублей. В перерасчёте на современные деньги – порядка 15000. Тогда это была очень большая сумма.
После революции 1917 года училище преобразовали в школу для детей железнодорожников. В 1939 году поблизости возвели новое здание, а в старом создали вечернюю школу. Затем там располагалась художественная мастерская райпотребсоюза. После этого учреждение было закрыто, и здание долгое время оставалось бесхозным. В 1987 году серьёзно обветшавшая деревянная часть была снесена, а кирпичный центральный вход с архитектурными элементами на фасаде сохранился до наших дней.
К слову, в новом здании железнодорожной школы учился лётчик-космонавт герой Советского Союза Ю.П. Артюхин. Он родился в 1930 году в деревне Першутино (по другим данным – в деревне Лаврово) в семье военного лётчика. В 1948 году окончил десять классов Клинской железнодорожной школы №4.
3 – 19 июля 1974 года Ю.П. Артюхин совершил космический полёт в качестве бортинженера (командир экипажа – П.Р. Попович) на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3» продолжительностью 15 суток 17,5 часов. Позывной – Беркут-2.
А в здании железнодорожной школы сегодня находится коррекционная школа №12.