А что же было на вокзале?
Конечно, там были залы ожидания для пассажиров I, II и III классов. А ещё кассовое, багажное и телеграфное отделения, буфет, кухня.
Почти до середины прошлого столетия пассажиры проходящих через Клин поездов успевали за время стоянки пообедать на станции. А чтобы поезд не ушёл без пассажиров, звонком в вокзальный колокол давался предупредительный сигнал. В то же время служитель звонил в ручной колокольчик в помещении буфета. Учитывая время хода поезда даже между станциями I и II классов (примерно 90 километров) в 3-4 часа, наличие столовых было важно. Станции на которых имелись заведения общепита даже отдельно отмечались в расписаниях. Для пассажиров попроще, были устроены «Кубовые для кипятку», где можно было набрать горячей или холодной воды.
Любопытно описание одного из вокзалов французским путешественником Готье*, составленное в 1858 г.: «Здешний обед – это разноплеменное пиршество, на котором говорят на большем количестве языков, чем у Вавилонской башни. Широкие сводчатые оконные проемы с двойными стеклами с двух сторон освещали зал, где был накрыт стол и где царила приятная тепличная температура, в которой веерные пальмы, тюльпанные деревья и другие растения тропических стран уютно расправляли свои широкие листья. Стол был накрыт роскошно: с серебряными приборами и хрусталём, над которыми возвышались бутылки всевозможных форм и происхождения. Здесь были все лучшие марки вин. Длинные бутылки рейнских вин высились над бордосскими винами, а также все знаменитые марки английского пива. Кроме щей, кухня (не стоит и говорить об этом) была французской, и я запомнил одно жаркое из рябчика, которое сделало бы честь Роберу. Официанты в чёрных фраках, белых галстуках и белых перчатках двигались вокруг стола и обслуживали с безумной поспешностью».
* Теофиль Готье – французский писатель и путешественник, который провел много времени в России на рубеже 1850-1860 гг. и оставил весьма интересные записки о быте того времени. С достоверностью там не всегда всё в порядке, но сам взгляд француза на русский быт очень интересен.
В Московском крыле вокзала расположились отделение для кассирской выручки. В отдельном здании (деревянный багажный сарай) осуществлялся приём багажа, рядом находились деревянные туалеты.
В Петербургском крыле вокзала в полуротонде находилось императорское отделение – пять «царских комнат» для пребывания лиц императорской фамилии во время их поездок железной дорогой. Вход в царские покои предваряло каменное крыльцо. А перед ним был разбит миниатюрный садик для пассажиров.
«Царские комнаты» предназначались не столько для отдыха, они скорее играли роль представительных учреждений. Здесь устраивали торжественные церемонии по случаю приезда лиц императорской фамилии, проходили встречи с главами города и представителями общественности. В интерьере были использованы драпировки, цветные и зеркальные стёкла, дубовый паркет для пола, мраморные камины, изготовленные итальянским мастером Катоцци. Стены покрывали цветочные обои с золочёными багетами. Двери сделаны в Петербурге на заказ столярных дел мастером Гассе.
К сожалению, за короткий период оккупации во время войны, императорские комнаты были разрушены, и так и не были восстановлены. Однако интерьеры того времени можно увидеть в Твери, где их не так давно восстановили во время реконструкции вокзала. Сегодня они являются частью музейной экспозиции. Кстати, это единственные восстановленные «императорские комнаты» на пути из Петербурга в Москву. На станции II класса Спирово сохранилось помещение и некоторые элементы мебели, но его отделка была утрачена.
По правую руку от выхода с моста стоял одноэтажный кирпичный дом, крытый двускатной крышей, – это была железнодорожная казарма, где жили путейцы. Частично этот исторический дом сохранился, в виде фасадной стены, ставшей частью одного из привокзальных торговых центров. Сегодня в нём расположилось кафе быстрого питания.
А вот располагавшийся здесь же, на привокзальной площади железнодорожный сад пал жертвой коммерции несколько лет назад. На его месте вырос ещё один магазин. Прежде, в нем очень любили гулять горожане. В хорошую погоду и путешествующим можно было не спешить и при случае отдохнуть в этом саду. Здесь звучала музыка духового оркестра. Тут же работал и местный буфет, где можно было отдохнуть за столиком.
В комплекс станционных построек также входила Богородицкая часовня, построенная в 1866 году настоятелем Троицкого собора протоиереем Сергием Модестовым (ширина – 4,3м, длина – 2,2 м., высота – 2,3 м). Часовня была выкрашена в желтый цвет и покрыта железом, выкрашенным зелёной масляной краской. Снаружи и внутри оштукатурена. Имела два окна, подоконники из белого камня, дверь и иконостас длиной 3,5 м, высотой – 2,1 м. Часовня (как и Иверская на Советской площади) была посвящена чудесному избавлению императора Александра Николаевича от угрожавшей ему опасности при покушении на него в апреле 1866 г. террориста Каракозова. Относилась она к Троицкому собору. В 1885 году в неё перенесли чтимый образ Пресвятой Богородицы, именуемый Клинским. До этого икона находилась в зале ожидания вокзала.
История появления клинской иконы весьма загадочна. Осталось предание, что она была написана за одну ночь неизвестным пассажиром в зале ожидания железнодорожного вокзала в Клину накануне того дня, когда российскому императору угрожала смертельная опасность. Первоначально образ находился в зале ожидания вокзала в большом киоте, и перед ним горела неугасаемая лампада. В 1885 году икону перенесли в Богородицкую часовню.
Как объект религиозного культа, часовню закрыли в 1930 году. После этого в ней обустроили кассы для продажи железнодорожных билетов. Здание часовни было разрушено в 1979 году. А икону удалось спасти, её перенесли в Скорбященский храм, где она и находится в настоящее время.
Скоростной рекорд
Николаевская железная дорога создавалась прежде всего как скоростная магистраль. Именно на ней были поставлены все первые отечественные рекорды скорости поездов. Первый европейский рекорд скорости локомотивного хода был установлен всего через два года после открытия регулярного движения по магистрали – в 1853 году, и именно по эту сторону от Бологое! Экспериментальный поезд пролетел между столицами всего за 12 часов, из которых находился в движении 10 часов 40 минут. На ряде перегонов, скорость достигала 125 км/ч, вполне современный показатель! Перекрыть этот рекорд удалось только в 1913 году. Тогда опытный поезд от Петербурга до Москвы домчался за 7 часов 59 минут.
Павел Балабанов
(продолжение следует)