Трудовая повинность: в России может появиться новый налог на зарплаты

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Минтруд готов поддержать идею введения в России страхования от безработицы.

Если её воплотят в жизнь, то с зарплат граждан начнут брать взносы в специальный фонд, из которого будут платиться пособия по безработице. При этом ведомство подчёркивает: о возможности разработки системы можно будет думать только после того, как об этом договорятся представители профсоюзов и работодателей. Замглавы Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев дал поручение «обсчитать такую идею».

Российские власти прорабатывают возможность введения нового сбора с бизнеса, чтобы деньгами налогоплательщиков профинансировать помощь безработным, армия которых за время пандемии, по официальным данным, в России выросла на 1,2 млн человек и составила 6,3% от всего трудоспособного населения, а в Московской области – достигла 4%. Самый высокий уровень безработицы в России в условиях пандемии коронавируса наблюдается в сфере услуг и развлечений. Меньше всего пострадали предприятия с непрерывным циклом производства, рассказал доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

Вернуться к системе «страхования занятости», в рамках которой пособия по безработице платятся за счёт взносов с работодателей, ещё летом предложили депутаты «Единой России». Во вторник, 24 ноября, идею поддержал и поручил «обсчитать» председатель партии, замглавы СовБеза РФ Дмитрий Медведев.

– Тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей, – признал он. – Однако, это всё-таки цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах. Полностью поддерживаю идею это всё обсчитать, провести так называемые актуарные расчёты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей, – сказал он.

По словам Медведева, новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса.

Страховая система помощи безработным действовала в России с 1991 по 2001 г. Пособия выплачивались из Государственного фонда занятости населения (ГФЗН), который наполнялся взносами с зарплат: в 1992-м это было 1%, в 1993–96 гг. – 2%, в 1996–2001 гг. – 1,5%.

От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели. С 1996 г. фонд начал испытывать трудности, а после дефолта 1998 г. перестал справляться с выплатами и спустя три года был ликвидирован. Отчисления на пособия включили в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 г.

С идеей вернуться к прежней системе в 2017 г. выступил занимавший тогда пост главы Минтруда Максим Топилин. По его идее, размер взноса мог бы составить 1% с каждой зарплаты.

Эти отчисления добавились бы к пакету соцвзносов. Сегодня работодатель уже платит за своих сотрудников страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд ОМС – в сумме 30% от зарплат (с 1 апреля для малого и среднего бизнеса выплаты снижены до 15%). Ещё 13% уходит на подоходный налог, который с 2021 г. увеличится до 15% для граждан, зарабатывающих более 5 млн руб. в год.

Если понадобится перечислять новые взносы, есть риск, что работодателям придётся снижать зарплаты. Профсоюзы же настаивали, что стоит рассчитать величину тарифа и добавить новый социальный взнос в дополнение к нынешним.

Три года назад идея Топилина быстро утонула, но коронавирусный кризис, проевший в бюджетной системе дыру размером 6,6 трлн руб., вернул её к жизни.

На совещании «Единой России» в августе первый заместитель руководителя фракции Андрей Исаев заявил, что страхование занятости повысит финансовую нагрузку на работодателей, но может принести им и очевидные выгоды.

– При сокращении производства, например, как это было в период пандемии, работодатель несёт ощутимые издержки: он должен ещё два месяца содержать персонал, потом начислить им выходное пособие. В случае введения страхования занятости, эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, предоставив компаниям большую свободу манёвра. Да и работники будут уверены, что свои деньги они получат, никто не будет уговаривать их уйти «по собственному желанию» и лишиться положенных выплат, чтобы сократить свои издержки, – аргументировал он.

Новый глава Минтруда Антон Котяков идею раскритиковал. Страховую систему «убрали для снижения административной нагрузки на бизнес», напомнил он.

– Её возвращение потребует понимания объёма дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях, – заявил Котяков.

Вице-президент российского союза промышленников и предпринимателей Фёдор Прокопов ранее отмечал, что довольно странно вводить новые взносы при условии, что, например, в бюджете Фонда соцстрахования наблюдается дефицит. Идею нового фонда можно было бы поддержать без увеличения нагрузки на бизнес, указал он. Кроме того, государству следовало бы уделять больше внимания активной политике занятости, а не выплате пособий, считает Фёдор Прокопов. Речь о помощи гражданам в повышении квалификации и освоении новых востребованных профессий, развитии трудовой миграции и прочем.

Андрей Макарский

1 582 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики