Решетниково: грузовой полустанок

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Решетников

Мы продолжаем рассказывать об истории железнодорожных станций, расположенных в г.о. Клин. Начало см.  в №№ 37 и 44 2020 г.

Давненько мы не «прогуливались» по железной дороге. Из Клина мы прямиком перемещаемся на вторую, по значимости, станцию в Клинском районе. Станция Решетниково открыта в 1851 году в одноимённом, поначалу малонаселённом пункте в пределах Московской губернии, через который в середине XIX века пролегла Петербурго-Московская железная дорога. Это самая северная станция Николаевской железной дороги в пределах Московской области.

«Медвежий угол»

Одно из первых упоминаний о населённом пункте Решетниково датируется 1767 годом в Планах Генерального межевания Клинского уезда от 1766–1770 г.

Долгое время эти места считались «медвежьим углом» – нетронутые человеком леса, богатые птицей, зверем, грибами и ягодами. Название близлежащему посёлку дала фамилия человека, произошедшая от прозвища: решето – решеть – Решетников. Отчество от именования отца по профессии: решетник – ремесленник, изготовляющий решета (не решётки!). В давние времена на субботней ярмарке в Завидове решета, изготовленные местными мастерами пользовались особым спросом покупателей.

Мы помним, что Николаевская железная дорога строилась как единый ансамбль, полностью симметричным, разделяясь пополам в Бологое, эти две половины дороги тоже разделялись пополам Тверью и Малой Вишерой, где были построены станции I класса. Между ними были построены четыре станции II класса: Любань, Окуловка, Спирово и Клин. Решетниково же, получила статус станции 4-го класса. По аналогии с другими станциями здесь построили «парадный въезд» из двух водонапорных башен (как в Подсолнечном), которые не сохранились.

Первоначально Решетниково было небольшим полустанком и только с 20-х годов прошлого столетия станция начала играть заметную роль в жизни посёлка. В отличие от других, станций и остановочных пунктов Клинского района, в которых преобладала работа с пассажирами, Решетниково изначально строилась преимущественно грузовая станция, где изредка останавливались почтовые поезда. Это наложило «исторический» отпечаток на современное расписание. Несмотря на нахождение в Московской области, связь с Москвой тут гораздо хуже, чем в Клину, в котором находится конечный пункт многих пригородных электропоездов. Дальше Клина следуют электрички уже до конечных остановок в Твери и Конаково.

Вообще, грузовое назначение станции определяло и большое количество ответвлений от неё. И, что самое характерное, ответвления эти предназначались исключительно для подвоза или вывоза грузов. Кроме Конаково, было ответвление длиной семь километров к небольшому, затерянному в лесах посёлку с необычным названием Туркмен, что стоит почти на границе Московской и Тверской областей. Когда-то это был посёлок лесорубов и торфодобытчиков, вокруг которого существовала сеть узкоколейных железных дорог.

Решетниково в конце XIX века / фото И.К. Гофферта

После развала торфодобывающей промышленности разработки торфа здесь прекратились, а здешние узкоколейки разделили печальную участь большинства узкоколейных дорог нашей страны – были разобраны. Ветка широкой колеи тоже была частично разобрана. А единственной дорогой в посёлок осталась грунтовка, проложенная прямо по насыпи бывшего узкоколейного пути. С сокращением рабочих мест посёлок стал приходить в запустение, многие дома брошены, новые не строились и люди из посёлка стали уходить, превратив его в типичное дачное поселение.

В наши дни в начальной точке этой линии построена база запаса пассажирских вагонов, на которой отстаиваются выцепленные на время межпиковых сезонов дополнительные вагоны из скорых поездов.

Кроме веток широкой колеи, до 2002 года действовала узкоколейка до Саньково, по которой курсировали не только грузовые, но и пассажирские поезда.

Конаково

Ст. Конкаовский Мох в 1959 г. / фото из архива автора

Кстати, о железнодорожной ветке на Конаково. Многочисленные ответвления от Октябрьской магистрали подключали к ней города, через которые так или иначе не прошла прямая как стрела первая в стране «чугунка», а иного способа выхода на сеть путей сообщения у них не было, либо это было слишком накладно. Как и в случае с Высоковском, было бы странным не построить ответвление в один из промышленных центров тогда ещё Московской области.

Однако к началу строительства Конаковской ветки власти изменили территориальную принадлежность города на Тверскую губернию, но железную дорогу всё-таки построили, уже к 1937 году. Как и станция Решетниково, строилась она, в основном, для промышленных нужд. Но и 2-3 пассажирских вагона иногда включались в составы. 32 км на кукушке и вы в Конаково. На расстояние, которое современные электрички преодолевают за полчаса, паровозы, приводимые в движение торфом, затрачивали чуть ли не всю ночь. К тому же, приходилось долго стоять на разъезде Моховое (Конаковский Мох) из-за манёвров туда-сюда, отцепляя и прицепляя грузовые вагоны.

Пассажиры ездили в дореволюционных вагонах с железными печками, которые зимой тоже топили торфом. Зимой печка в вагоне накалялись докрасна (на ходу тяга хорошая и торф сгорал отлично). Ночью вагоны освещались двумя фонарями со свечками.

Всё изменилось с закрытием торфопредприятия в Моховом. В 1964 году линию основательно реконструировали и электрифицировали, а от Решетниково пустили поезда-челноки до Конаково.

Для этого в Решетниково построили третью пассажирскую платформу, у которой между рейсами отстаивались электрички.

Постепенно, челноки Конаково – Решетниково продлили до Москвы. Уже через 10 лет «коротких» маршрутов не осталось. В те годы думали об удобствах пассажиров.

Павел Балабанов

(Продолжение следует)

1 281 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики