Названья милых деревень

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В прошлом году, в №№ 46 и 47 «Клинская Неделя» начала печатать очерк о топонимике нашего округа. Сегодня мы продолжаем публикацию.

Все населенные пункты нашего района когда-то получили соответственные названия, отражающие ту или иную характерную черту селения: его принадлежность, особенности географического положения, наличия церкви. В результате, как писал в XIX веке русский филолог академик Я.К. Грот, все названия содержат смысл « любопытный для ума и воображения». Однако часто первоначальный смысл скрыт под наслоениями многовековых изменений или утрачен при неоднократных переименованиях. Но что-то найти можно…

Многие названия наших деревень связаны с выстроенными в них когда-то храмами. На Руси издавна существовал обычай: как только в селении открывалась церковь, оно сразу же получало новое церковное название. Оно становилось селом, центром прихода. При этом другие названия совсем не пропадали. Порой их было до пяти, но со временем оставались, как правило, два (второе в скобках или «тож» – чтобы не путать села с одинаковыми названиями, данными по церквям). Эта многоэтажность отслеживала учёт (принадлежность) земель их хозяевам. Но всё же переименования производились не так часто и «по делу», как мы сейчас сказали бы. Разгул переименований начался после 1917 года, когда деревни и города переименовывали чаще в честь деятелей партии и революции. Мы уже писали о Ленино, Зиновьево, Карле Марксе, которые отошли от нас к Тверской области. Слава Богу – одумались, понемногу возвращаем исторические названия.

Вспомните названия наших сёл и деревень с храмами. Основных церковных праздников, посвященных Богородице или Иисусу Христу, четырнадцать – Воскресение Христово (Пасха), двенадцать «двунадесятых» праздников и Покров Пресвятой Богородицы. У нас в районе это: Введенское, Воздвиженское, Троицкое, Троицыно, Спасское, Спас-Заулок, Покров… Названия давались и в честь Святых тоже. На карте начала XX века в нашем уезде близ реки Нудоль показана деревня Богородская Троеручная (Лапина), названная по церкви в честь иконы «Троеручница». Эта икона прославилась в VIII веке, когда в результате молитвы перед нею у великого христианского просветителя Иоанна Дамаскина приросла отсеченная по наветам врага правая рука. В память о чудесном исцелении Иоанн пририсовал на образе Богородицы третью руку. В России эта икона распространена в большом количестве списков и очень почиталась.

В селе Троицком – церковь Святой Живоначальной Троицы, в Никольском – храм Святителя Николая (Мирликийского), в Петровском – Храм святых апостолов Петра и Павла. В Покровке – Храм Боголюбской Иконы Божьей Матери (покровительницы). Во Фроловском находится церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Ничего общего в названии, правда? Но когда-то во Фроловском была церковь Флора и Лавра. Согласно записи 1624 года «Село Фроловское на речке на Жорновке, а в селе церковь Флора и Лавра ветха, развалилась, двор вотчинников пуст». Запустела до 1627 года.

В Воздвиженском – храм Крестовоздвиженский, в Спасском-Никольском – церковь Спаса Нерукотворного Образа, а вот ранее главная икона этой святыни находилась во Введенском, в храме позже разрушенном. Запись 1545 г. гласит: «согласно Духовной грамоте Матвей Иванович Левашов давал деньги наряду с другими церквами Клинского уезда «к Введенью Пречистой в Вестелко». То есть вот ещё вариант названия села. Предполагается, что это трудность прочтения старого письма.

В Клинском районе есть и другие населенные пункты с храмами, чьи названия с храмами вроде бы и не связаны никак. Давайте, обратим свое внимание вот на эти поселения.

Майданово. Правда сейчас за клубом уже улица Радищева, входящая в черту города, но предлагаю уделить внимание и ему тоже. В документе, датированном 1545 годом, говорится, что согласно Духовной грамоте Матвей Иванович Левашов давал деньги наряду с другими церквями Клинского уезда «к царю Костянтину в Майденово», то есть в Константино-Еленинскую церковь.

Документ 1624 года сообщает о новом храме, посвященном Знамению Пресвятой Богородицы, с боковым приделом в честь святых равноапостольных Константина и Елены. В документе 1709 года читаем: «Вотчина стольника Алексея Ивановича Нарышкина село Майданово, а Знаменское тож». Майдан – вообще означает ровную площадку или торговую площадь. Так что и церковь была и площадка рядом – два названия села. Новая церковь получила новое название.

То же самое относится и к деревне Молчаново. Это та деревня около Давыдкова, где была построена первая бумажная фабрика (они производили вату и бумажную пряжу). Так вот тут та же история – в XVI веке упоминается Игнатий Третьяков, сын Молчанов. А Борозда? Известна фамилия Бороздиных, родоначальникам которых был веком ранее Иван Васильевич Борозда, упоминаемый в XV веке. При межевании 1766 г название указано: Молчаново (Борозда, Преображенское), Преображенское, Молчаново тож. Значит, там была Преображенская церковь и очевидно, рядом погост.

А вот деревня Мисюрево названа по прозвищу владельца Дмитрия Никитича Мисюря Левашова. А знаете, что такое «мисюрь»? Это шапка с железным верхом, которую якобы носил Дмитрий Никитич. В селе, кстати, была церковь Великого Чудотворца Димитрия, которого он по праву считал своим святым и, потому как в 1545 «деньги на нее давал». Сравните:  московский дьяк Мисюрь Мунехин 1515 г., московский дворянин Федор Мисюрев, сын Дроздов, 1563 г. В межевых материалах XVIII в. указана деревня Мисюрева.

Стоп. Наверное, прежде всего надо пояснить кто такие Левашовы? Это – древний русский дворянский и графский род, из Тверских бояр. Богатых и верующих. Так что тут все понятно. Теперь, что за книги такие писцовые? Писцовые книги – в России в XV-XVII веках делопроизводственная документация, составлявшаяся в ходе и по результатам писцовых описаний главным образом земельных владений и городской недвижимости. В общем всё там: границы владений со всеми селами, сельцами, деревнями, пустошами, займищами и пр, фамилия хозяина, описание имущества, указание о землях – «середняя» или «худая». Всё это на основании грамот меновых (т. е при смене хозяина) и межевых (фиксация границ владения). А также наличие церквей и их убранство, и даже служителей этих церквей с их семействами. Еще в архивах монастырей были грамоты духовные. Это своего рода завещание: кому из родственников, что достанется из наследства… или церквям…. Из всех этих документов мы сейчас знаем границы Клинского уезда в далеком прошлом, названия сел, деревень и их владельцев. Знаем местоположение храмов, их названия, примерное время строительства… Собственно благодаря духовным грамотам, в которых даритель, например, «давал деньги к Николаю Угоднику в такое-то село на такой-то реке», мы знаем, что раз давал, значит, церковь в это время там уже существовала. Статус села уже говорил о том, что тут был двор землевладельца и церковь. А погост – означало наличие в деревне кладбища, значит и церковь недалеко – тут же. Вообще, первоначально, в IX веке «погост» – от гость, что означало общественное место для сбора дани, товаров для торговли, то есть рынок или ярмарку. Позже, в XV-XVI в.в. погосты отмирали и становились обычной деревней. Ну а сама Церковь на протяжении веков выполняла роль сегодняшнего ЗАГСа: рождения, браки, смерти. И надо отметить, что именно вот по этим документам сегодня восстанавливаются родословные. Имеется в виду, реальные, а не купленные за очень большие деньги. Хотя, даже и это относительно. Сегодня потомков князей и графов в России оказалось значительно больше их законных носителей «голубой крови». Было бы чем кичиться!

Татьяна Кочеткова

2 333 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики