Названья милых деревень (продолжение)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В нашем округе есть ещё две деревни с названием Троицкое. Одна недалеко от Стрелкова и Надеждино, вторая недалеко от Петровского. Нетрудно догадаться, что они могли получить свое название от церквей с престолом Троицы.

Село Троицкое (в сторону Истры) поселение древнее. Есть основания предполагать, что первый деревянный храм-часовня был разорён и сожжён, как и всё село в Смутное время. Во всяком случае, первые упоминания о сельце Троицком, превращенным в пустошь в летописных источниках, относятся к 1624 г. Тогда оно называлось Александровским. В 1678 г. упоминается оно уже как сельцо Троицкое, а в 1715 «деревня, что было сельцо Троицкое». 1767 г. в источниках снова упомянуто «… что была церковь и кладбище». В 1794 г. на месте старого деревянного храма был выстроен каменный – церковь Живоначальной Троицы (Святотроицкая). Село стало именоваться Троицкое-Александрово, а потом просто Троицкое. С 2016 г. там идут регулярные богослужения.

Село Никольское (в XVII в. Сверчково) составляло в XVII в. одно владение с селом Троицким-Александровом. Эти земли (Сверчково было сожжено в Смутное время, в 1627 г. на его месте пустошь) принадлежали Михаилу Юрьевичу Татищеву и его матери Ульяне. Татищев поселил крестьян и восстановил церковь, его крепостным был зодчий Яков Бухвостов (родился в Сверчкове). После смерти М.Ю. Татищева в 1701 г. село с деревянной церковью Святителя Николая Мирликийского перешло к его сыну Даниилу. Ныне существующая каменная Никольская церковь построена его сыном Алексеем Даниловичем Татищевым (1697-1760). В отчёте губернского землемера за первую треть 1799 г. записано: «генерал-майором и кавалером Николаем Петровичем Высоцким на полевой земле был построен господский дом с соответствующими службами и назван сельцом Никольским».

Второе Троицкое за Высоковском, недалеко от Петровского. Вот у этого Троцкого берёт свое начало речка Раменка. Однако, упоминаний у Холмогоровых о том, что здесь в древности была церковь, нет, и не могло быть, т.к. это Троицкое довольно молодое. Но в любом случае своё название оно могло получить либо от Троицкой церквушки в нём, либо от фамилии Троицкий. Хотелось бы связать название соседней Владыкиной горы с владыкой, но своё название оно, образованное недавно, получило, скорее всего, от фамилии высоковского революционера Владыкина.

Кстати, село Петровское – очень древнее. Название получило по находящемуся в нём деревянному храму, который упоминается в документах уже с 1504 г. В 1808 г. в Петровском была построена каменная церковь в честь Рождества Христова. Говорят, что была она похожа на Шипулинскую, только поменьше. В 1814 г. был освящен придел святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Сейчас храм там есть. А рядом находится деревня Павельцево. А название Золино возникло от некалендарного личного имени Золя, в 1606 г. упоминается тверской Гаврило Минич Золин.

Село Березино. Рядом был погост Никольский во Вьюхово, там же церковь святого Николая. Погост запустел к 1624 г., около 1670 г. церковь св. Николая возобновлена в Березино. Откуда название? От фамилии Березины. Во второй половине ХI в. известен Дмитрий Борисович Галицкий, по прозвищу Берёза, а у него братья Ива и Осина. Вот от них и пошли Березины, Ивины и Осинины. А в конце XV в. был некий Иван Трава (Травин), внука его звали Иван Осока (Осокин), а правнуков: Пырей, Отава, Вика и Клевер. Ну и т.д. Недалеко от Березина находится исток реки Дойбицы. На старых картах Дойвбица (с «в») вроде бы является продолжением реки Ведомы (от слова ведьма).

Тархово. Уже в XVI в. село называлось Тархово по фамилии своих владельцев (в XVII в. Фёдор Тархов владел одним из соседних сёл). В писцовых книгах 1625-1626 гг. Тархово и его местность описывается так: «…пустошь, что было село Тархово, а в ней место церковное Симеона Богоприимца, да великомученика Никиты, да другое место церковное Рождества Богородицы». Здесь было две церкви: Симеоновская с престолом великомученика Никиты и вторая – Рождества Богородицы. Обе были сожжены полностью в смутное время. В 1737 г. возрождена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1805 г. вместо деревянной строится каменная церковь – Вознесенская с приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского.

В своей статье «История Клинской земли в топонимике» автор Михаил Томилин пишет, что название Тархово, упоминаемое с 1509 г., «произошло от тарханной грамоты, так назывались первоначально несудимые грамоты, ханские льготные ярлыки, выдававшиеся церковным и знатным людям в татарскую эпоху». Автор топонимического словаря Е.М. Поспелов связывает его с древне-церковной формой Тарх, календарным личным именем Тарах; 1504 г. Вполне возможно, что человека, получившего грамоту, стали называть Тарх, а от него пошла фамилия Тархов, кстати, входящая в перечень русских фамилий автора Б.О. Унбегауна. Две церкви и чьё название присвоить селу? Да и зачем во время татарской эпохи переименовывать «почётное» название деревни? Краевед Валентин Стариков в своей книге «Клинская Русь» посвятил истории села Тархово большой материал.

Бортницы. Есть там Успенская церковь, но расположена она между деревнями Бортницы и Высоково на реке Яуза. Кирпичная церковь построена в 1792 г., вместо прежней деревянной, на территории упраздненной Боголеповой пустыни. А название Бортницы как и Бортниково связано с некалендарным личным именем Бортник, который занимался добычей воска и мёда диких пчел из естественных дупел.

Аксёново. Первая перепись Клинского уезда, произведенная в 1624-1625 гг., упоминает в Донхове не только храм Дмитрия Солунского, но и кладбище при нём (погост – Дмитриевский). Донховка – происходит от финно-угорского «впадина», и в Донхове действительно место сырое. В конце XX века древние поселения, село Донхово и деревня Аксёново, были объединены в деревню Аксёново. Происхождение? От имени Аксен (Авксентий), что означает «увеличивающий», «приумножающий». Такое имя есть в православных святцах. Фамилия Аксёнов довольно распространённая, её имели дворяне в Московском, Новгородском и других регионах. Поэтому и деревень с таким названием немало.

Село Новощапово. Первое упоминание о церкви близ Новощапова относится к XVI в. Находился храм в селе Опалево, названном так по фамилии владельцев. Например, в одном из исторических документов Клинского уезда за 1550 г. упомянут Никита Семенович Опалев. Хотя есть версия, что название связано с подсечно-огневым земледелием, что тоже возможно. Наиболее вероятно, Опалево было полностью разорено польско-литовскими шайками. Пустошь Малое Щапово находилась на противоположной стороне дороги от современного села Новощапово. В документах от 1624 г., разорённое село Опалево тоже именуется пустошью. В 1678 г. на пустоши Малое Щапово строится церковь Живоначальной Троицы и село называется Щаповым. Позже старая деревянная церковь Живоночальной Троицы в селе Щапово продолжала действовать, но уже как кладбищенская, при которой и совершали захоронения. По материалам Генерального межевания XVIII в. существовала «деревня Щапова Большая, что прежде было село» и «деревня Щапова Меньшая». В 1832 г. у деревни Максимково на новом месте строится каменный Троицкий храм, который имеет три престола. Теперь это Новощапово. Название, скорее всего, происходит от нецерковного имени Щап: помещик Григорий Александрович Щьчап Хомутов в Луцке 1649 г, ростовский помытчик Киприан Щапов 1660 г. Нарицательное «щап»- франт, щеголь было широко распространено на севере и востоке страны.

Татьяна Кочеткова

(Продолжение следует)

 

1 735 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики