Юлия Гладышева: здесь я очень чувствую свою нужность

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

С Юлей мы беседуем в холле клуба «Майдановский». Юля – очень милая, живая, солнечная, открытая. С ней приятно просто разговаривать. Она готова отвечать на любые вопросы, корректно и профессионально, при этом о людях, – обо всех, – говорит с любовью, иногда добавляя нотки сочувствия. И сразу становится понятно, за что ее любят. Все, без исключения.

– Как человек приходит в театр? Как он приходит туда в качестве актера?

– Думаю, по-разному. Я пришла в театр в 14 лет. До этого я больше стихи читала. На всяких торжественных партийных собраниях и съездах. Привёл меня сюда Рома Бархатов, актер Натальи Левиной, которая тогда набирала себе актеров в свою «Юность». Она приходила и в десятую школу, где я тогда училась. Я пришла к ней, скорее… из любопытства – просто посмотреть и, открыв рот, почти целый год наблюдала за репетициями спектакля по пьесе Ийсидор Шток «Божественная комедия», ну и другими тоже. Ой, а голос у меня был тихий-тихий, это уже позже Н. Левина учила меня «кричать».

– Ну, вы же остались и в этом же году стали играть?

– Да, осталась. Тут как раз начались новогодние ёлки. А это такая кутерьма, суета сует, беготня-мельтешение, словом обычная предновогодняя, а потом такая же новогодняя суматоха. Первая роль, которую я сыграла, была роль куклы, которая вылезает из подарочной коробки с игрушками. Так у нас тогда было – в фойе наряженная ёлка, где и происходит само сценическое действо – минут на 40-45, а потом дети шли в зал смотреть наши добрые старые советские мультики. Ну, вот так и стало Майданово моей первой сценической площадкой. А на следующий год я играла уже Мальвину.

– Вы считаете Наталью Левину своим учителем?

– Да, конечно. Наталья Левина стала моим первым учителем. Более того, она сформировала также и всю мою дальнейшую жизнь, в результате чего я сама стала режиссером. Так что именно ей я обязана своему жизненному выбору. Она прирождённый режиссер. Но и как актриса она вполне состоялась, она ж играла у С.Н. Петровой в «Молодости». Кстати и режиссер «Летучей мыши» Юля, тоже прошла актёрскую школу именно в «Молодости».

– Юля, а вы же работали и с Шаталовой, так ведь? Что вы можете сказать о ней?

– Она совсем другая. Она достигла успехов в своем творчестве благодаря своей удивительной дипломатии. Я её за это очень уважаю и люблю. Знаете, с актёром ведь тоже очень непросто.

– Это в вас говорит режиссер, но начинали вы с актерства. Ваша любимая роль.

– А я же и есть режиссер. А любимая роль? Мартышка, вне всяких сомнений. Я тогда попала к Любови Леонидовне, которая пригласила меня сыграть роль отрицательного персонажа в сказке – роль грязной вредной и противной Пылюки. Я люблю вот такие характерные роли – Бабы Яги, Кикиморы Болотной, ведьм всяких, злых волшебниц. Вот тут и зацепилось. Тогда у нас был прямо таки звездный состав.

– Вы же и сценарии пишете. Зачем? Не хватает готовых, или это своя специфика?

– Наталья Левина часто писала сценарии и именно она научила меня этому. Это же так интересно, когда сам придумываешь сказочное действо, включаешь туда тех персонажей, которые выигрышны для твоих подопечных, задействуешь весь коллектив в массовых сценах, а ещё лучше – придумаешь роли для каждого, пусть и эпизодические. Это очень важно при работе с детьми, они же все хотят играть, надеть костюмы. И чтобы родители и бабушки-дедушки их увидели. Мне это здорово помогает в моей работе в  в нашем театре «Мим».

– Что за театр? Почему такое название?

– Это наш специфический театр, где актёрами становятся инвалиды, люди с ограниченными возможностями, с какими-то психологическими нарушениями, но для них этот театр – жизнь, они её без театра не мыслят. Ограничение движения, заставляет актера больше работать лицом, потому «Мим» от слова мимика. У кого нарушена речь, для того пантомима. Эти люди такие же дети – их тоже надо всех задействовать и поэтому роли для них я пишу «от обратного». Здесь самодеятельный сценарий настоятельная необходимость.

– Ваша судьба сложилась. Не жалеете, что она сложилась вот так?

– Нет, конечно. Я занимаюсь тем, что мне очень нравится. Так что не напрасно, выходит, я выбрала институт культуры, а не стала инженером или экономистом. Потому что именно здесь я очень чувствую свою нужность. Тогда, правда, мама очень расстроилась, а ещё больше расстроился муж, хотя он тоже актер. Но кому ж хочется иметь женой режиссера? Во-первых, командует, во-вторых, забывает, что дома она хозяйка, где вовремя нужно готовить, стирать, с детьми заниматься ну и так далее. А режиссерская работа предполагает периодически ненормированный рабочий день и неустойчивый эмоциональный фон, включая семейные стены. Я уходила ненадолго в школу библиотекарем, но говорят «горбатого могила исправит», вот и меня при жизни не исправила, и я уже 10 лет работаю режиссером, а числюсь культорганизатором. А впрочем, неважно, как называется должность. Что в лоб, что по лбу.

– Вы же ещё застали ту относительную пору расцвета в Доме культуры, когда там работала Любовь Леонидовна Шаталова.

– Да, хорошо помню то время. После развала «Химволокно» в 1990-ых, я попала в ДК «Пульс», он уже назывался тогда районным Домом культуры. Тогда было модно устраивать «театральные гостиные».

– Что это такое – театральная гостиная?

–Театральные гостиные – что-то вроде эксперимента. Это увлекательный процесс, свобода творчества, возможность выражения собственной индивидуальности, выбор партнеров. Мы готовили какие-то отрывки по желанию из разных спектаклей и показывали их зрителю. Вот тогда мы с А. Хатунцевым, И. Калиниченко и Димой Шабаевым подготовили отрывок из «Мартышки» Ломовцевой. Любови Леонидовне понравилось, и т мы сделали целый спектакль. Ещё мне нравится роль Ириты – жрицы-фурии из храма Артемиды из спектакля «Забыть Герострата». Но любимая все равно Мартышка. Это ж такая удача для актера, когда он играет свою, наверное, Богом предназначенную ему роль.

– А что вы скажете о «Миге»?

– «Миг» – это наш дом, где всех знаешь, как родных. Как режиссер, я оцениваю их ещё и с профессиональной точки зрения. Но люблю всех. Наверное, это моя сущность, мой характер. По натуре я человек мягкий, я ко всем прислушиваюсь и никого не хочу обидеть, даже если это в чём-то ущемляет мои интересы, в общем, из меня можно веревки вить.

– Ваша первая режиссерская работа. С кем из актеров вы работали?

– 2009 году я ставила «Женихов» по мотивам Гоголевской «Женитьбы». Вот там я оценила Александра Хатунцева по достоинству. Великолепный партнер, могу сказать, что вот он «мой партнер». Он очень талантливый, ну и как все талантливые люди, скажем так, требует к себе повышенного внимания. Я навсегда запомнила его таким, какой он был, когда играл. Он – денди, всегда с иголочки одет, стрелки на брюках наглажены, любая рубашка всегда безукоризненна. Неотразимо хорош – женщины в него влюблялись на раз-два. Как актёр максимально точно подходил к любому образу. Он очень многое мне дал, я училась у него, и смотреть чужими глазами и проживать эмоционально полно партнерские отношения, да и житейская мудрость уже взрослого человека, мужчины открывалась для меня постепенно. Я ему за многое благодарна.

– А сейчас как работается?

– Сейчас у меня «Мим», ещё в Майданово работаю с детьми – есть очень способные. Стараюсь пользоваться местным материалом.

Татьяна Кочеткова

Фото: Сцена из спектакля «Мартышка» / из архива автора

802 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики