В семь часов вечера после фестиваля

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
фестиваль чайковского 2021

Вторая неделя пошла, как я начал чувствовать, что мне чего-то вечерами не хватает… Потом понял. Дело в том, что к хорошему привыкаешь быстро, а когда оно заканчивается – не важно, внезапно это случается или по расписанию, – становится грустно. Вторая неделя пошла, как закончился Фестиваль Чайковского. А ведь эти вечера в парке музея были чудесными!..

 

Вечернее времяпрепровождение может быть разным: можно читать книги, можно слушать музыку в формате MP3, можно смотреть… Впрочем, нет, телевизор сегодняшний смотреть практически невозможно. Можно вечерами расслабляться так, как это делают неухоженного вида и неопределённого возраста люди, практически живущие возле определённых магазинов. Но становится боязно, что со временем и ты можешь стать их «коллегой». А этого почему-то хочется ещё меньше, чем, извините, вступления в какую-нибудь партию…

Почему-то хочется жить по-другому. Не однообразно, не «в рамках», не по привычке, – особенно вредной, – не по регламенту, не по уставу. Потому что… Потому что все эти годы, когда в моём родном городе проводится Фестиваль Чайковского, я хожу во всемирно известный музей этого – самого исполняемого в мире композитора и испытываю такую палитру чувств!.. Я радуюсь, я удивляюсь, я, грущу…

* * *

Начнём с грустного, чтобы закончить радостно. В жизни обычно бывает наоборот, но в литературе, в кино или в газетной статье это вполне возможно. Итак, какие же грустные мысли мне навеял этот замечательный Фестиваль?

А навеял он мне, что я многое в своей жизни упустил. Я любил и слушал в основном определённого рода музыку. Да что скрывать?! Я любил рок. И сейчас люблю. Но другой любимый мною фестиваль – «Нашествие» – второй уже год подряд становится жертвой коронавируса (видимо, вовремя не привился…), а Фестиваль Чайковского живёт, хоть и с ограничениями. И это радует!

Кто бы мне сказал в юности, что я с восторгом буду слушать симфонический оркестр!.. Не только в том случае, если он играет «Yesterday». Кто бы мне сказал, что слова песни «Балет», которую пела когда-то Алла Пугачёва: «Hе надо слов пустых не надо лишних фpаз: Всё объяснит кpуженье pук, движенье глаз…» будут услышаны и прочувствованы мною совсем по-другому. И я вдруг пойму, что многое упустил, многого не замечал, а то и игнорировал. Что жизнь – гораздо интереснее и разнообразнее, чем нам кажется. Надо просто не переставать быть любопытным, не отвергать сразу того, чего не понимаешь, и не идти на поводу у моды, у «трендов» и т.д.

И тогда, возможно, ты перестанешь удивляться тому, почему не уходят люди из «зала», вместо крыши у которого – поливающие их дождём тучи. Почему артисту балета, который давно уже сам не танцует, дарят такое количество цветов, что он и сам испытывает при этом неловкость. А просто Николай Цискаридзе – великий человек, великий артист, и для людей, пришедших на открытие Фестиваля посмотреть фрагменты из великих балетов великого Чайковского, этот день, подаривший им встречу с настоящей, а не дутой Звездой и Легендой, тоже стал великим.

А на сцене – солисты Большого, Мариинского, Михайловского театров… И чтобы увидеть их, не надо никуда ехать – они сами приехали в Клин.

Приходит мысль: «Как хорошо, что Чайковский однажды не проехал мимо!..» Как хорошо, что ему здесь понравилось, и он остался! Как хорошо, когда в городе… просто хорошо. Когда не хочется из него куда-нибудь «свалить». По каким-то причинам… Вот, не понравился бы Клин Чайковскому, и где бы тогда проходил НАШ Фестиваль? Теперь же его Имя приводит сюда и другие Имена. И тех, кто блистает сегодня – Дениса Мацуева, Юрия Башмета, Владимира Федосеева… (да, простят меня те, кого не упомянул), и тех, кто живёт теперь только в памяти людей и в своих произведениях.

И зрители, пришедшие в парк у Дома-музея, внимают не только музыке, например, Сергея Прокофьева, но ещё и видят «картинки» из его жизни, слышат строки из его переписки в исполнении Юлиана Макарова и Анны Большовой. И узнают, какой не простой, даже трагичной была судьба человека, чей «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» слышали и знают все. Даже те, кто знать не знает, что это за балет, и что автор его – Прокофьев…

Фестиваль Чайковского прекрасен своим разнообразием. Не только музыка, не только классика… Кто-то из зрителей впервые услышал и посмеялся рассказам Тэффи, заметив, уходя в этот вечер из парка: «Сто лет прошло, а женщины – всё такие же…»

Кто-то из любителей классики, возможно, «открыл для себя» «лёгкий» жанр – джаз. Звуки трубы Вадима Эйленкрига и его шутки, голос Мари Карне… Ну, как их можно описать словами?! Только чувства! Только восторг! Только радость! А если и печаль, то светлая… Хорошо, что джазменам можно аплодировать в любой момент, в отличие от классики, где этого не рекомендуется делать даже между частями одной симфонии. Об этом отличии, кстати, зрителям тоже рассказал Вадим Эйленкриг.

А в последний день Фестиваля – «Гамлет», спектакль‑концерт в исполнении Евгения Миронова и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Вечная пьеса, над словами которой размышляют уже несколько веков, и вечная музыка… И ты в очередной раз понимаешь, как поэзия и музыка помогают друг другу, дополняют, открывают смыслы, не замеченные тобой, когда они «шли поодиночке»…

* * *

Интересно наблюдать за теми, кто на сцене. Интересно смотреть и на тех, кто в зале. Я, например, часто и с удовольствием отвлекался от артистов на одну очень красивую девушку. И не беда, что она была рядом с мужчиной. Почему меня это должно смущать? Ведь это моя дочка! Выросшая и живущая теперь не в Клину. А потому и видимся мы с нею не так часто, как мне бы этого хотелось. Но фестиваль помогает! И очередное совместное фото с очередного праздника музыки останется… в памяти компьютера. Надо бы распечатать и по-старинке – в альбом!

У кого-то из зрителей закрыты глаза… Но, нет, не подумайте! Это не сон! Это… Это как у другой моей дочки,- у той, что тоже уже почти взрослая. Она закрывает глаза, когда мы с ней слушаем звуки леса, шелест листьев, пение птиц…

Кстати, птицы тоже слетаются на концерт: кружатся, слушают, а иногда и подпевают!.. Не стесняются! Прямо как тот водитель пожарной машины, который завёл её и до-о-олго разворачивался… Во время выступления оркестра Башмета… Хорошо, что всё-таки уехал… А птицы остались! Они прятались только тогда, когда появлялся какой-нибудь коршун. Который, видимо, прилетал проверить, у всех ли у них есть QR-код от птичьего гриппа…

Мне жаль, что отсутствие этих самых «кодов» помешало приехать в Клин, на Фестиваль Чайковского некоторым моим друзьям-подругам. Да и вообще – зрителей по этой причине было, увы, гораздо меньше, чем им самим хотелось бы и чем заслуживают прекрасные артисты, выступавшие в эти дни в Клину.

Но, ничего. «Всё преходяще, а музыка вечна!»

Хочется верить, что Фестивали в Музее Чайковского – уже ставшие хорошей традицией, будут продолжаться и впредь. Что они помогут людям «расширять горизонты», открывать новое – в музыке, в литературе, в жизни… Что будут они разжигать здоровое любопытство. Я, например, теперь мучаюсь вопросом, над которым музыканты наверняка посмеялись бы (прям, хоть не показывай им эти мои заметки…): «На что они при исполнении музыки обращают внимание в первую очередь? – На собственную память? – Они же ведь, в конце концов, учат перед выступлением свои партии, репетируют… Или на лежащие перед ними ноты? Или всё-таки на руки дирижёра? И откуда они знают, какое движение этих рук относится именно к ним? И, кстати, куда из этих рук пропали палочки?!

Но пусть это пока останется для меня тайной… Может быть, до следующего Фестиваля Чайковского…

Алексей Сокольский

Фото Маргариты Бельской

12 695 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики