Проверка. Как много в этом страха

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Каждый человек, который связал себя с предпринимательством или связывал себя с ним в прошлом, прекрасно знает, что такое проверка. Проверки предпринимателям устраивают пожарные, Федеральная налоговая служба, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Госадмтехнадзор, Прокуратура, Роспотребнадзор, Земельный контроль и др. К сожалению, не все предприниматели следят за новеллами в законодательстве, а в большинстве случаев и не знают о существовании закона №294-ФЗ, который защищает субъекты малого и среднего предпринимательства при проведении проверок контролирующими органами. Сегодня мы с вами разберёмся в данном законе и определим порядок уведомлений о проверке, порядок проведения проверок, действия предпринимателя при проведении проверок, а также разберём юридическую практику по проверке надзорным органом предпринимателя.

 

Зачем нужны проверки

Любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Проверка определяет, насколько деятельность предпринимателя соответствует требованиям российского законодательства. Основным нормативным актом, определяющим порядок проведения проверок и меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N2 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Положения Федерального закона N2 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

2) при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

 

Какие бывают проверки

Проверки бывают как плановыми, так и внеплановыми, и могут проводиться в форме документарных и выездных проверок. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная – по месту нахождения и месту осуществления хозяйственной деятельности. Частота плановых проверок – 1 раз в 3 года. Исключением в данных проверках являются надзор за соблюдением лицензионных требований и условий в медицинской, фармацевтической и образовательной деятельности, а также соблюдением требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного им предписания об устранении выявленных нарушений (не подлежат согласованию с органами прокуратуры);
  2. поступление в органы контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежат согласованию с органами прокуратуры);

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежат согласованию с органами прокуратуры);

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) – (не подлежат согласованию с органами прокуратуры);

  1. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

Как проводятся проверки

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в обязательном порядке уведомляются органом контроля о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до её начала. О проведении внеплановой выездной проверки (кроме внеплановых выездных проверок, согласованных с прокурором, и проверок на предмет соблюдения требований ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N2 135-ФЗ «О защите конкуренции») юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

 

Как вести себя, если к Вам пришел проверяющий

В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя. Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выездная проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения. Проверка должна проводиться теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки, с которым вас обязаны ознакомить и вручить под роспись его копию.

Перед проверкой вас должны ознакомить:

  • с документом о согласовании её проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется);
  • с полномочиями проводящих проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения проверки;
  • видами и объёмом мероприятий по контролю;
  • составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке;
  • со сроками и с условиями её проведения.

Предприниматель вправе представить возражения, отразив их в акте проверки. Предприниматель также вправе ознакомиться с положениями административного регламента органа контроля (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.

Внимательно изучите выданную вам копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. В нём должны быть указаны цели, задачи, предмет и срок проведения проверки, даты начала и окончания, правовые основания проведения проверки, а также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующим органом (например, обследование территории, помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования), документы, которые вы должны представить проверяющим лицам в ходе проверки. По закону предприниматель обязан предоставить проводящим проверку должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении документами, а также обеспечить доступ проводящим проверку должностным лицам и участвующим в ней экспертам на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам, перевозимым грузам и иным объектам, подлежащим проверке.

При проведении проверки должностные лица контролирующих органов не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различных объектов, если они не являются объектами (предметом) проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов и описи изъятой продукции;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счёт мероприятий по контролю.

По окончании проверочных мероприятий Вы вправе ознакомиться с их результатами и указать в акте проверки о своём согласии или несогласии с ними. Кроме того, при проведении проверок, проверяющий орган обязан сделать отметку в журнале учёта проверок. Данная процедура делается для того, чтобы можно было фиксировать частоту проверок, ФИО проверяющего, поводы для проверок, а также нарушения, осуществлённые в ходе проверок.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона N2 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений требований, несут административную ответственность, предусмотренную ст.ст. 19.4.1, 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафов и дисквалификации (прекращение права осуществлять предпринимательскую деятельность).

 

Мораторий на проверки в 2021 году

Постановлением Правительства РФ № 1969 от 30 ноября 2021 года был продлён мораторий на проведение проверок до 31 декабря 2021 года. До конца 2021 года устанавливается запрет на включение в ежегодный план проверок хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, но только тех, кто включен в перечень субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный мораторий распространяется исключительно на плановые проверки и не действует для внеплановых проверок.

На что не распространяется вводимый Правительством РФ мораторий в 2021 году

  1. Плановые проверки лиц, производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков (либо отнесены к 1, 2 классам опасности), а также:

— I, II, III классу опасности опасных производственных объектов;

— I, II, III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

  1. Плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (ч. 9 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
  2. Плановые проверки субъектов МСП при наличии у органа государственного контроля информации о вступившем в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии.

При этом в ежегодном плане приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение.

 

Пример из жизни

Гражданин И. (индивидуальный предприниматель) ликвидировал свою организацию (парикмахерская), которая находилась в помещении, оформленном в собственность гражданином И. В один прекрасный день гражданин И. собрался со своими бывшими коллегами в данном помещении, чтобы провести уборку. В самый разгар уборки в помещение заходит некто в костюме и начинает фотографировать всех находящихся в этом помещении. После фотографирования, человек представился как сотрудник Госадмтехнадзора К. и начал составлять протокол об административном правонарушении за нарушение масочного режима на территории парикмахерской. Данный сотрудник Госадмтехнадзора отказался предъявлять своё удостоверение, мотивировав отказ тем, что на нём есть установленная законом форма одежды. Кроме того, на просьбу ознакомиться с согласованием данной проверки прокуратурой, сотрудник К. ответил отказом, мотивировав это тем, что согласование с прокуратурой является служебным документом, и он не вправе его демонстрировать проверяемому лицу. На доводы гражданина И. о том, что предприятие ликвидировано и не осуществляет никакой деятельности, сотрудник Госадмтехнадзора заявил, что «данный факт вы будете доказывать в суде и возможно Вы здесь ведёте незаконную предпринимательскую деятельность».

Гражданин И. был вынужден обратиться за юридической помощью. После получения информации о данном событии юрист, в качестве представителя гражданина И. отправился к данному сотруднику Госадмтехнадзора и смог оспорить данный протокол, просто указав на многочисленные нарушения Федерального закона №294-ФЗ, и в этот же день дело об административном правонарушении было прекращено. Очевидно, что любой судья, ознакомившись с данными нарушениями правил проведения проверки, вынесет решение в пользу проверяемого субъекта.

Большинство юристов советуют записывать ход проверки на аудио-видео носители, а также обращаться в местные Союзы промышленников и предпринимателей, которые занимаются помощью бизнесу и представляют интересы предпринимателей в судах и государственных органах. Самое главное при проведении проверок – чувствовать себя уверенно, знать основные положения Федерального закона №294 и не бояться отстаивать свои права – как в проверяющих ведомствах, так и в судах.

Антон Баландин, юрист

8 671 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики