Придите в мирные объятья!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...

Да, именно к этому призывал всех людей знаменитый поэт России Александр Блок в своей поэме «Скифы», написанной в начале 1918 года. Слова эти остаются актуальными и по сей день. 7 августа 2021 года – 100 лет со дня смерти поэта. По воспоминаниям его младшей современницы и коллеги по перу Надежды Александровны Павлович, в последние дни он часто повторял: «Прости меня, Боже!»

Это его матери потом рассказывала Любовь Дмитриевна. Утром он закричал: «Мама!». Она вбежала. Он сказал ей: «Ты стань сюда!» Попросил жену стать с другой стороны, вытянулся и умер… Принесли белый глазетовый гроб. Несли на Смоленское кладбище в открытом гробу через невские мосты. По дороге спрашивали: «Кого хоронят?» – «Александра Блока». Многие вставали в ряды и шли вместе с нами. В соборе на кладбище заупокойную обедню пел хор бывшего Мариинского театра. Потом прощались, потом положили его под старым клёном и поставили белый высокий крест… «Года проходят мимо», но Блок остается с нами, со своей Родиной… Он говорил мне в одну из очень мрачных своих минут осенью 1920 года, когда речь зашла о Мережковских и других эмигрантах: «Я могу пройти незаметно по любому лесу, слиться с камнем, с травой. Я мог бы бежать. Но я никогда не бросил бы России. Только здесь и жить, и умереть». Он видел все трудности и все недостатки нового строя. Но он не знал ни обывательского страха, ни злорадства, ни брюзжания. Он умел прямо смотреть в лицо революции и радовался её грозному и прекрасному полету. Поэтому время не может исказить образа Блока. Живой, он останется в живом сердце Родины». (Надежда Павлович. «Воспоминания об Александре Блоке» Альманах «Прометей», том 11, 1977 год, стр. 252, издательство «Молодая Гвардия»)

Истощенный и измученный многими болезнями, Александр Блок умер в сорокалетнем возрасте. В одном из последних писем к своей матери он указал, что дело вовсе не в одной подагре, «а в том, что у меня, как результат однообразной пищи, сильное истощение и малокровие, глубокая неврастения, на ногах цинготные опухоли…» И постоянные боли в сердце особенно усилились перед его кончиной.

На самом высоком уровне решался вопрос о лечении поэта в одном из лучших санаториев Финляндии. Луначарский горячо говорил тогдашним лидерам нашей страны: «ЭТО НАШ ПУШКИН! ЕГО НУЖНО СПАСАТЬ!» И разрешение на выезд было получено, хотя в верхах и опасались, что поэт станет невозвращенцем и примкнёт к антисоветски настроенным эмигрантам-интеллигентам… Но до выезда в Финляндию на лечение Блок не дожил! Его жена Любовь Дмитриевна Менделеева в своих воспоминаниях указала: «Совершенно так же отчетливо, как и он, я подтвердила: «Да, дезертировать в сытую жизнь, в спокойное существование мы не будем…».

Целой эпохой в поэзии назвал творчество Александра Блока Владимир Маяковский. А Максим Горький говорил: «Блоку – верьте! Это настоящий, волею Божией, поэт и человек бесстрашной искренности!»

В труднейшие годы гражданской войны он работал Председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, председателем управления Большого драматического театра, был членом коллегии издательства «Всемирная литература», руководителем репертуарной секции Петроградского театрального отдела Наркомпроса, написал много очерков, статей и рецензий, редактировал «Избранные сочинения Лермонтова» и переводы Гейне. А «в течение мая и летних месяцев 1917 года А. Блок работает редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии, интенсивно переписывается с родными (матерью и тетей) в Шахматове и женой в Пскове. Целая галерея недавно грозных лиц рухнувшего монархического строя России проходит в эти дни перед поэтом – и в залах Зимнего дворца, где идут допросы, и в казематах Петропавловской крепости, куда Блок выезжает вместе с членами комиссии. Здесь и царский председатель совета министров Горемыкин, и шеф жандармов Маклаков, и фрейлина Вырубова, и директор департамента полиции Белецкий. Этот последний, несколько лет назад  доносивший царю на «неблагонадежных», в числе которых назван и Блок, теперь, по словам поэта в письме к матери от 12 мая, «сидит на стуле прямо передо мной, а сзади его – сидит на стуле солдатик в шинели с ружьем…» (Г. Блюмин. «Из книги жизни», очерк об Александре Блоке. Ленинградское книжное издательство, 1982 год, стр. 127).

В своей статье «Интеллигенция и Революция», опубликованной в самом начале 1918 года, Александр Блок указал: «Россия гибнет», «России больше нет», «вечная память России», – слышу я вокруг себя. Но передо мной – РОССИЯ: та, которую видели в устрашающих снах наши великие писатели: тот Петербург, который видел Достоевский; та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой. Россия-буря. Демократия приходит, «опоясанная бурей», говорит Карлейль. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой… Надменное политиканство – великий грех… Прекрасное и без того трудно. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию. 9 января 1918 года».

Эта искренняя статья вызвала самые противоречивые мнения. 22 января 1918 года Александр Блок записал в своей записной книжке: «Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «Утре России» в Тенишевском зале. Гизетти и толпа кричали по адресу его, А. Белого и моему – «изменники!» Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья – «искренняя», но «нельзя простить». Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет!»

На протяжении более 30 лет Александр Блок в летние месяцы жил в усадьбе Шахматово Клинского уезда Московской губернии. Эту усадьбу в 1875 году купил его дед по матери, близкий друг Д.И.Менделеева, известный ботаник и педагог, ректор Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов – учитель известного академика К.А. Тимирязева…

В 1910 году Александр Блок капитально ремонтирует усадебный дом, возводит над пристройкой второй этаж для своего рабочего кабинета. «Я всё время на постройке, – писал он матери. – Очень мне нравятся все рабочие, все разные, и каждый умнее, здоровее и красивее почти каждого интеллигента. Я разговариваю с ними очень много… Печник (старший) говорит о «печной душе», младший – лирик, очень хорошо поет. Один из маляров – вылитый Филипп Липпи (выдающийся художник эпохи Возрождения) и лицом, и головным убором, и интересами… Тверские каменщики – созерцатели природы».

Мир простых людей был дорог А. Блоку. Он считал, что «настоящее произведение искусства может возникнуть только тогда, когда поддерживаешь непосредственное (не книжное) отношение с миром». Даже когда А. Блок уже не ездил в Подмосковье, он записывает: «Снилось Шахматово…».

С 1969 года, ежегодно в первое воскресенье августа, проходят волнующие Всероссийские Блоковские праздники поэзии в Шахматово, на которых выступали Евгений Евтушенко, Павел Антакольский, Лариса Васильева, Станислав Лесневский, Римма Казакова, Владимир Солоухин, Юрий Кублановский и многие другие литераторы и деятели культуры. «Мы уходим, а искусство остается», – говорил Александр Блок. Его лучезарная поэзия зажигает сердца все новых и новых поколений.

 

Лев Зубачёв

8 208 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики