Во втором десятилетии ХХ века Александр Блок стал воистину кумиром всей русской творческой интеллигенции того времени. Его признают одним из величайших поэтов России.
«Творчество Александра Блока, – писал Маяковский в статье, посвященной памяти Блока,– целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер-символист, Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию. Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк… Другие преодолели его романтику раннего периода, объявили ей поэтическую войну и, очистив души от обломков символизма, прорывают фундаменты новых ритмов, громоздят камни новых образов, скрепляют строки новыми рифмами, кладут героический труд, созидающий поэзию будущего. Но и тем и другим одинаково любовно памятен Блок». Маяковский в раннем периоде творчества, и Багрицкий, и Есенин, и Пастернак, и многие поэты народов Союза ССР – П. Тычина, М. Рыльский и другие начали свой путь под влиянием Блока. Острота социальной тематики Блока, глубина его патриотизма, сила изображения человеческих чувств, необыкновенно богато разработанная система интонаций и ритмов были плодотворной поэтической школой для поэтов последующего поколения. Впитав в себя лучшие черты нашей классической поэзии, Блок в то же время внёс в поэзию ту напряженность и тонкость выражения, которые во многом определили звучание современного стиха.
Раннее творчество Александра Блока – прямое свидетельство влияния со стороны романтической поэзии. Не секрет, что он был большим поклонником Жуковского и Лермонтова. Чистая поэзия Блока – это результат его увлечения Полонским и Фетом.
Взяв всё самое лучшее от великих писателей и поэтов, Блок и сам навсегда вписал своё имя в число известных литераторов, тех, кто не только входит в обязательную программу по школьному курсу литературы, но и просто читается поклонниками во всем мире.
Одна из прославленных работ Александра Блока – «Стихи о Прекрасной Даме», которые он посвятил своей жене, Любови Менделеевой. Они несут в себе отпечаток социологии Владимира Соловьева, а также нотки мистицизма, которые были изначально представлены в работах известных петербургских символистов, с которыми Блок вёл близкое общение и от которых набирался опыта. Так, в мистических тонах Блок говорил о Софии Премудрости и о Деве Марии, которые стали символами женственности, но в то же время и опасной красоты.
В 1906 году выходит следующая полноценная книга стихов поэта под названием «Нечаянная радость». Эта работа отражает весь слой религиозного почитания женственности, но при этом выражает амбивалентное отношение автора к демонизму эроса, привлекательности женской красоты и её опасности в то же время. К слову, эта книга стихов является одноименной известной иконе Богоматери, поэтому неудивительно, что Блок вновь обращается в теме женщины и ее внутренних качеств.
Поздняя лирика Александра Блока состоит в обращении к России. В начале Первой мировой войны эти работы были опубликованы в сборнике «Стихи о России». Он высказывает свою озабоченность судьбой страны, хотя в то же время подбадривает тем, что все изменения, которые происходят в тот период – это то, что и должно было произойти: все события закономерны и логичны.
Свой творческий путь Блок начал с того, что творил в духе символизма, а ощущение кризиса данного течения он отразил в нескольких своих работах (например, в драме «Балаганчик»). Он всегда своевременно отмечал основные события, которые переворачивали жизни русского народа, сопереживал своим соотечественникам, что и выражал в произведениях. Для нас, как для людей, живущих в XXI веке, это очень важно: через стихи поэта мы можем проследить основные тенденции в развитии нашей страны и общества в начале ХХ века, а также понять, как те события повлияли на нашу историю.
Он был завершителем развития нашей дореволюционной поэзии и прокладывал пути для поэзии новой – революционной. Он довел до предела протест против страшного мира, то отрицание его, которое характеризовало творчество наших лучших писателей прошлого. И в то же время негодующий пафос его стихов был настолько мощен, что в «Двенадцати» зазвучал с подлинной революционной силой, – поэтому поэма по праву входит в историю поэзии советской эпохи. Но сродниться с этой эпохой до конца Блоку не дала смерть
Вклад Блока очень значим, и повторить его путь не сможет более никто, хотя есть действительно талантливые последователи, пользующиеся приемами и метафорами Блока, ссылающиеся на его имя в своих произведениях.
Юрий Большаков, научный сотрудник музея-заповедника Д.И. Менделеева и А.А. Блока