С 2015 года Софья Апфельбаум занимает должность директора Российского академического Молодёжного театра. На её плечи легла ответственность за организацию юбилея театра: 13 июля 2021 года РАМТу исполнилось 100 лет. Волнительный и особо значимый сезон пришёлся на время многочисленных последствий пандемии, что тревожило как зрителей, так и сотрудников театра. Однако сейчас Софья Михайловна с гордостью подводит итоги проделанной РАМТом работы.
Софья Михайловна, расскажите о главных событиях юбилейного сезона в РАМТе
Юбилею был посвящён весь прошедший сезон, открытый 1 августа 2020 года. За это время у нас случилось несколько знаменательных премьер: спектакль «Сын» Юрия Бутусова и «Горе от ума» в постановке Алексея Бородина. С октября в нашем фойе работает интерактивная выставка, которую мы создали при поддержке Фонда Президентских грантов. Она включает в себя две мультимедийные инсталляции, посвящённые истории театра и его здания, которому в этом году исполняется 200 лет. Кроме того, мы записали более 1000 минут видеопоздравлений от известных людей и наших зрителей. Теперь они транслируются на экранах в фойе.
В феврале состоялась премьера аудиоспектакля «СТО». Это экскурсия-бродилка по нашему зданию, где в художественной форме голосами актёров РАМТа рассказывается о важных событиях в жизни театра.
5 мая на Большой сцене 85-летие отметили сразу две симфонические сказки: «Петя и волк» Сергея Прокофьева и «Володя-музыкант» Леонида Половинкина. Мы совместили эти произведения и получили уникальный проект под названием «Петя, волк и Володя-музыкант». Кроме того, о нашем театре выходят две книги: «ЦДТ-РАМТ. 1921-2021. 100 лет – 100 событий» и монография. Марии Нащокиной «Москва, Театральная площадь, 2: история здания и его героев».
Еще в 2021 году своё 80-летие отметил художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин. Мы подготовили ему подарок – книгу Натальи Старосельской «Алексей Бородин: из вчера в завтра». В ней подробно отражены последние 40 лет жизни РАМТа под руководством Алексея Владимировича.
Раньше вы назывались Центральным детским театром, а потом стали Российским академическим Молодёжным. Что привело к такому решению?
В 1992 году Алексей Бородин понял, что понятие «центральный детский» ограничивает театр и решил переназвать его, тем самым подарив новую жизнь. Театру это позволило расширить репертуар, а артистам – найти новые возможности для роста. Несмотря на то, что у нас много детских и молодёжных программ, мы стараемся, чтобы взрослые люди тоже приходили к нам с удовольствием. Наша главная мечта – чтобы зритель, побывав у нас в детстве и в отрочестве, вернулся в театр вместе с детьми и внуками. На мой взгляд, РАМТ соответствует идее просветительского, образовательного театра с развлекательным характером и серьёзными намерениями.
Как директор РАМТа, расскажите, опираетесь ли вы на возможный финансовый успех постановок при выборе проектов?
У нас есть чёткая субординация: главный в театре – художественный руководитель. С одной стороны, на первом месте для него всегда стоит художественная составляющая постановки, её актуальность относительно сегодняшних веяний в обществе. С другой стороны, Алексей Владимирович понимает, что театр – это производство, конвейер. Поэтому в РАМТе на каждый выходной день приходится по два спектакля. Это основной источник дохода театра, который одновременно накладывает некоторые ограничения. Например, подготовка к спектаклю со сложными декорациями требует больше половины дня, поэтому такие постановки, даже если они кассовые, не могут идти в выходные. Тем не менее, руководство театра старается соблюдать баланс между художественностью и финансовым успехом.
Как определить, будет спектакль кассовым или нет?
С точностью этого не может предсказать никто. Порой кажется, что всё на месте: артисты, декорации, сюжет, а оно не срабатывает. Иногда же бывает иначе: не ждёшь особого успеха, но постановка попадает в зрителя и благодаря сарафанному радио становится кассовой.
Как вы смотрите на то, чтобы восстановить спектакли, которые шли в РАМТе в советское время?
К сожалению, невозможно вернуть советскую эстетику. Однако в год столетия наши режиссёры, отдавая дань спектаклям, которые здесь когда-то шли, ставят их на малых сценах в своей интерпретации. В начале октября выйдет «Блоха» по Николаю Лескову в постановке Александра Пономарёва. А 16 сентября состоялась премьера спектакля Владимира Богатырёва «В добрый час!» по пьесе Виктора Розова. Однако прошлые постановки и современные реплики имеют лишь общий сюжет. Мы не стремимся искоренить веяние сегодняшнего времени и полностью воссоздать атмосферу советских годов.
Планируете ли вы в дальнейшем делать акцент на постановках для определённой возрастной категории?
Приоритет для нас – художественная ценность, то есть материал. Мы ищем то, что может быть интересно, ярко и берёмся за работу, когда появляется что-то ценное. Поэтому мы не будем ставить спектакль для шестилетних детей, лишь потому что у нас мало репертуара для зрителей этого возраста. Небольшое количество подобных спектаклей на большой сцене мы компенсируем постановками в камерных пространствах. Спектакли для самых маленьких зрителей идут в Чёрной комнате, на Маленькой сцене.
Расскажите об образовательной деятельности театра: какие клубы можно посещать в РАМТе?
Образовательных клубов в РАМТе очень много. Мы предлагаем четыре вида абонементов для занятий в разных группах: от тех, кто только начинает делать первые шаги в мире театра, до критиков-любителей, которые вместе обсуждают премьеры. У нас активно развивается молодёжный образовательный проект «Театр +»: на лекции и встречи с создателями спектаклей совершенно бесплатно может прийти любой желающий. Лекции в рамках этого проекта можно посмотреть на YouTube-канале РАМТа. В образовательных целях мы также выпускаем методические пособия по работе с юным зрителем, которые активно распространяются по региональным ТЮЗам.
Подводя итоги сотого сезона, можно сказать, что мы его героически выстояли. Всё, что планировалось и готовилось, было выполнено. Это настоящее чудо, которым РАМТ гордится.
Беседовала Стефания Даниелян
Фото Марии Моисеевой