Чем живет малый бизнес в условиях пандемии

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
бизнес; малый бизнес; проблемы

Фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты исследования о том, чем живёт малый бизнес в условиях пандемии, какие проблемы приходится решать предпринимателям и как меняются условия для развития их бизнеса.

 

По официальным данным, число сотрудников, занятых на предприятиях малого бизнеса в России составляет около 15,5 млн человек. Во время пандемии (и за последние годы в целом) предпринимателям пришлось столкнуться с рядом проблем. Специалисты ФОМ решили выяснить, какие из них представляются участникам исследования наиболее важными и как они оценивают условия для ведения бизнеса.

Данное панельное исследование проводилось в июле-августа текущего года. Из 3155 человек, входящих в панель и относящих себя к предпринимателям, была сделана случайная выборка из 580 человек. Среди них и проводился телефонный опрос.

 

Согласно результатам опроса, на первом месте для предпринимателей оказалась проблема высоких налогов – её выбрал из предлагавшегося перечня (можно было указать не более трёх позиций) 61% опрошенных. С начала пандемии выручка предприятий упала или вовсе отсутствовала, но и с возобновлением деятельности им было сложно восстановить доковидный уровень прибыли. Несмотря на то что предприниматели могли получить отсрочки по налоговым платежам и другие льготы, можно предположить, что необходимость платить налоги в обычном объёме стала проблемой для многих из них.

На втором и третьем местах оказались проблемы бюрократизации и частых изменений в налоговом законодательстве (55% и 48% соответственно). Только 10% от всех опрошенных сказали, что ни с одной из перечисленных проблем они не сталкивались.

Если говорить о динамике событий, почти половина опрошенных (44%) отметила, что в последние месяцы условия для ведения бизнеса ухудшаются, 48% изменений не видят, и лишь 4% наблюдают положительные сдвиги.

Представления об изменении условий для развития малого бизнеса зависят от мотивов ведения бизнеса. Среди тех, для кого бизнес – это в первую очередь возможность прокормить себя и семью, немало отмечающих ухудшение условий для занятия бизнесом (49%). Большинство предпринимателей с мотивом получения высокого дохода (64%) не заметили изменений в условиях за последние месяцы, как и почти половина предпринимателей, для которых основной мотив ведения бизнеса – самореализация (49%).

Оценка условий для развития малого бизнеса зависит и от материального положения. Среди предпринимателей с очень плохим и плохим материальным положением тех, кто отмечает ухудшение ситуации, значительно больше, чем по выборке в целом (59% против 44%). Предприниматели с хорошим материальным положением чаще отвечают, что ситуация за последние месяцы не изменилась (54% против 48% по выборке).

Можно предположить, что у более обеспеченных предпринимателей к началу пандемии была финансовая подушка, которая позволила им поддерживать существование бизнеса. Предприятия, такого подспорья не имевшие, сразу оказались на грани закрытия и, соответственно, интерпретировали динамику условий для развития бизнеса как негативную.

Елизавета Мудрецова, ФОМ

773 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики