Роль старообрядцев в истории Высоковска

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...

В воскресенье, 12 декабря, в библиотеке Высоковска состоялась встреча краеведов (в том числе из Москвы приехал кандидат исторических наук Максим Лучинин) с потомками основателя мануфактуры Г.Л. Кашаева. Это не первая встреча. Сейчас, когда дела в будущем музее истории города понемногу движутся в сторону собственного развития силами энтузиастов и на средства местных меценатов, историческая тема старообрядчества приобретает весьма существенное значение. Желание у собравшихся одно – разобраться в по крупицам собираемых материалах, источниками которых являются и архивные документы и воспоминания, передаваемые из поколения в поколение.

 

На территории Московской губернии было немало старообрядческих общин. В Верее существует община Покровского храма, в 2016 отметившая свое двухсотлетие. Храм Георгия Победоносца в Егорьевске – одна из жемчужин старообрядческой Гуслицы. Историко-художественный музей Серпухова с храмом Покрова Пресвятой Богородицы – бывшее поместье купчихи I гильдии, фабрикантши, старообрядки Анны Мараевой с коллекцией принадлежащих ей картин русского и западного искусства. Можно назвать ещё, но нас более всего интересует наш регион, в котором история старообрядчества нигде и никак не зафиксирована. И трудно сказать, почему так получилось. Этим как раз и займётся вновь образующийся музей, расположенный в здании казармы №7 почти напротив памятника основателю мануфактуры Г.Л. Кашаеву.

В XIX веке в Клинском уезде существовали старообрядческие общества старопоморского федосеевского согласия (беспоповцы), поморского согласия (беспоповцы) и белокриницного (рогожского) согласия (поповцы.) Большинство из них проживали в Пет-ровской волости – 924 человека (341 мужчина и 583 женщины). Из них 392 относились к беспоповцам, 488 – к рогожскому согласию и 44 к – преображенскому. В Троицкой волости в деревне Ситники проживало 105 человек. Наиболее крупными старообрядческими деревнями являются Некрасино (390 старообрядцев-беспоповцев и 669 представителей традиционного вероисповедания) и Кузнечково (264 человека рогожского согласия и 48 представителей господствующей церкви). Помимо этого, в самом Петровском жили 24 старообрядца преображенского согласия, 84 человека при фабрике «Высоковская мануфактура» и в деревне Бакланово 214 старообрядцев рогожского согласия. Эти цифры – данные переписи населения от 1896 года.

Преображенская старообрядческая община – монастырская община старообрядцев-беспоповцев Федосеевского согласия в Москве, возле Преображенского кладбища основанная в 1771 году. Позже сюда пришли поморцы и филипповцы, которые имели возможность автономного и мирного существования. Старообрядцы – люди вообще мирные. К федосеевцам относились наши некрасинцы: и Григорий Лаврентьевич Кашаев – основатель города, и Фёдор Алексеевич Гучков – основатель ткацкого дела в Некрасино ещё до постройки там первой фабрики в 1864 году.

Группа «Суперстар» очень активно работает на старообрядческом кладбище в Некрасино. Найдены захоронения Кашаевых, Виноградовых, Васильевых, Петровых, Григорьевых. Вместе с родственниками, в частности с прямым потомком племянника основателя Ивана Никитича Игорем Крюковым пытаются «вырастить» семейное древо. На встрече они отметили овраг, который делит кладбище на две части. Якобы, представители разных согласий находили свой последний приют строго на своем месте. Но вряд ли это так: в Некрасино жили только федосеевцы, а в Кузнечково было свое староверское кладбище. Поэтому, здесь можно предположить раскол внутри некрасинской общины. Однако в данной ситуации речь, скорее всего, идёт о другом. Овраг просто входит в естественный рельеф местности, а жители старались делать захоронения своих родственников концентрированно. То есть изначально четыре пришедшие сюда семьи просто полюбовно и условно разделили территорию кладбища.

Много споров возникает по поводу дошедшего до нас здания в дер. Некрасино, которое высоковцы называют зданием Ссудно-сберегательного общества, якобы построенным Кашаевым в 1849 году. Согласно справочнику Нистрема «Указатель селений и жителей уездов Московской губерни» за 1852 год, в деревне Некрасиной два стана, проживает всего 83 мужчины и 79 женщин. И не все из них ткут полотно: среди них дети и старики. И вот для них строится здание общества, хотя заметьте, и фабрики-то ещё нет. Причём здание приличных размеров. Главный аргумент высоковчан, мол не могло это здание быть фабрикой Гучкова (согласно материалам дела 1849-1850 годов «О произведении расследования по доносу крестьянина С. Иванова о злоупотреблениях раскольников беспоповщицкой секты» фабрика Гучкова в это время была – за деревней). Есть данные о том, что в 1849 году на Гучкова (помимо 3500 человек фабричных) работало удалённо 1500 человек. Думаю, что в их число вряд ли попали некрасинцы – далеко от Москвы, да и людей немного. Значит, есть возможность хоть частично избежать налого-обложения – ничего секретного здесь нет. Так было, есть и будет.

Фабрика за деревней. Правильно, сколько домов занимали 160 человек? Деревня небольшая, а расстраивается она начала уже позже, шагая за фабрикой Гучкова. Больше 1000 человек там жило уже в 1896 году. Но высоковчане уверены, что это фабрикой быть не может, потому что у неё… очень мощный фундамент. Можно предположить размещение в подвальном помещении хранилища денег, что вряд ли. Молодой 29- летний Кашаев не мог совершить такого поступка по причине наличия у него здравого смысла и отсутствия денег.

Мне показалось, что какой-то информацией о жизни Ф. Гучкова владеет Игорь Крюков, хотя он и сказал, что впервые слышит эту фамилию. Преследование старообрядца Гучкова – крупнейшего фабриканта, уважаемого гражданина – началось в 1851 году. В Центральном архиве хранится дело №1317 «О предании суду московского купца Ф. Гучкова за устройство в своём доме раскольничьей моленной». Это был предлог, в 1854 году его выслали на Север (район Петрозаводска) где он и умер через два года, 12 декабря 1856 года, а земле его предали только 26 февраля 1857 года. Дети с трудом получили разрешение на перевозку тела в Москву – везли ночами.

«Книжница Самарского староверия» даёт такую информацию: «Дело осложнилось, когда Фёдор Алексеевич испортил отношения с генералгубернатором Закревским, который однажды предложил Гучкову купить у него крупную партию шерсти по явно завышенной цене. Не желая давать Закревскому лишь слегка завуалированную взятку, Гучковы отказались от сделки. Репрессии обиженного генерал-губернатора последовали незамедлительно. Началось с закрытия и фактического разграбления молельни Гучковых. При реквизиции навсегда пропали ценнейшие старообрядческие книги и иконы…»

Градообразующее предприятие построил Григорий Лаврентьевич Кашаев, с этим никто не спорит, а Фёдор Алексеевич Гучков всего лишь подготовил ткацкую основу этой деревни. Он умер в 1856 году, а фабрика «Васильев, Кашаев и К» (согласно «Атласа промышленности» она так называлась) была построена только в 1864 году.

Хотелось собрать всё известное воедино, а вышло иначе – рождаются новые и новые вопросы. Но радует тот факт, что людей интересует история своего края. Только за любой информацией всегда должен стоять источник – в первую очередь. Ведь мы же хотим воссоздать настоящую историю.

Татьяна Кочеткова

Фото Василия Кузьмина

5 913 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики