Высоковск театральный

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

За последнее время сильно изменился Высоковск. О нём много пишут. Но вот театральную тему ещё не затрагивали. В городе и сейчас живут актёры и зрители, для которых театр когда-то стал частью жизни. Буду благодарна, если кто-то из них откликнется, и мы дополним запланированную книгу о театральной жизни района за более чем столетний период.

 

Самое театральное место…

Самым «театральным» местом Клинской земли можно смело назвать город Высоковск. Январь 1919 год жители считают днём рождения своего театра. Он фактически ровесник революции. В это время вышел их первый спектакль. Следовательно, год 2019, объявленный годом театра был бы для высоковчан столетним юбилеем театра, но, увы…

В 1968 году в своей статье «Рабочие – артисты театра» режиссер театра клуба «Красный текстильщик» Василий Иванович Киселёв писал: «В январе будущего года им исполняется 50 лет». То есть они родились в январе 1919 года. М. Пушкин – учитель-пенсионер, в 1958 году вспоминал о том, что «в городе Высоковске в сентябре 1917 года было проведено первое заседание комсомольской ячейки и на нём решили организовать драматический, музыкальный и хоровой кружки». Да, наверное, они собирались, а «русский долго запрягает» – мысль эта вызревала постепенно. Пока суд да дело, пока организовывали новый коллектив, пока нашелся режиссёр,… а это был вовсе не профессионал… Очевидно, репетиции начались в 1918. Я доверяю В. Киселёву, потому что он сам стал актером – в 1926 году, и наверняка видел первый спектакль высоковчан ещё мальчишкой.

Революция вызвала к жизни тысячи театров. Всеобщая потребность в театре в революционные годы была велика. Осенью 1920 года на сессии ВЦИК нарком просвещения Луначарский докладывал о том, что в России крестьянских театров 3000. Входил ли высоковский коллектив в это число? Скорее всего, да, слово «крестьянских» меня не смущает, в докладе нет разбивки на рабочих и крестьян, указана общая цифра. Даже если это и не так, не важно. Речь идёт о возросшей потребности в театре. И ведь очень примечателен тот факт, что революция театр не уничтожила. Помните, «разрушим до основанья, а затем мы наш мы новый мир построим»? А.Н.Островский, А.П.Чехов, Н.В.Гоголь и сегодня так же играются на сценах, как 100 лет назад. Почему Островский, который писал свои пьесы в XIX веке? Дело в том, что Островского тогда по преимуществу рассматривали как бытописателя, не проникая в философскую суть его пьес, поэтому тема активной борьбы прогрессивных сил с реакцией была занижена. Его положительные герои не имели того значения, которое по замыслу автора они должны иметь. И только после изменения социальных условий, его драматургия зазвучала как должно. Человеческий фактор… И ещё, очень важен сам по себе язык Островского – он напевен, и передает поэтический мир духовной жизни народа, поэтому он ближе самодеятельным актерам, чем язык революционных пьес.

Высоковская ткацкая фабрика была большим предприятием, (как мы сейчас сказали бы – «градообразующим»), где к 1887 году уже сложился революционный класс – активный и сплоченный, который под руководством ткача Владыкина В.А выдвигал свои требования, но на подавление стачек были направлены войска. С Владыкиным тогда жестоко расправились. Вовсе неудивительно, что революционные высоковчане организовали свой кружок. Мы не будем сейчас оценивать исторически революционные события – к нашей теме это не имеет отношения. В 1917 году Высоковск ещё не был городом. Там было всего семь казарм, одна ещё была не достроена, два дома для служащих и народный дом, который рабочие называли клубом.

Первым руководителем созданного театрального коллектива был Николай Никитич Кистер – учитель рисования и черчения. Первые спектакли, которые он ставил на сцене – это классика А.Н. Островского и Н.В. Гоголя. Затем театром руководила артистка Валентина Топоркова, а с 1923 года им стал Николай Дмитриевич Жуков – театральный режиссер-массовик, выпускник Ярославского театрального училища. Спектакли, которые он поставил: «Степан Разин», «Емельян Пугачев» и «Лейтенант Шмидт».

«Степан Разин»

«Степан Разин» был необычный спектакль, он проходил не на сцене, где режиссеру явно не хватало места, а на берегу холодного пруда. В спектакле было задействовано до 150 человек, а зрителей собиралось до 6000 человек. Для спектакля «Степан Разин» был выстроен струг (корабль). Всё по сценарию:… и княжну в воду бросали, и конница была самая настоящая, и даже эшафот для казни соорудили, и там же «осуществили» само действо. Спектакль прошёл с большим успехом, на него обратили внимание аж в самой Москве – журнал «Экран» №7-8 1924 года этой постановке посвятил фотоочерк. Снимки были сделаны М. Кулагиным, высоковским рабкором. До читателей дошли запечатленные грандиозные сцены казни Степана Разина и выхода из струга на простор пруда, толпы зрителей на берегах. Так что в 1920-ые годы театр Высоковска уже славился по всей клинской округе и за ее пределами.

И «Емельян Пугачев» и «Лейтенант Шмидт» ставились несколько скромнее. Жуков вообще ставил много пьес, а Василий Киселёв в 1926 году дебютировал у него в роли Анушкина в «Золотой табакерке».

Темы большинства инсценировок – всемирная история освободительной борьбы угнетённых масс. Естественно, что наибольшее место этих инсценировок занимали события 1917 года, венчавшиеся революцией, которая рассматривалась как закономерное завершение всего освободительного движения. Характерная особенность массовых представлений состояла в том, что главным их героем был революционный народ, борющийся за свою судьбу и своё будущее.

В третью годовщину Октября на площади Урицкого перед Зимним дворцом было разыграно самое значительное по масштабу представление «Взятие Зимнего дворца», по обе стороны арки Главного штаба помещались две сценические площадки: красных и белых. Народ восстаёт, начинает штурм Зимнего, крейсер «Аврора» высвечивает своими прожекторами силуэт дворца. Временное правительство бежит. Над крышей взвивается красное знамя и звучит «Интернационал». 10 000 исполнителей и 100 000 зрителей-петроградцев. Совсем не удивительно, что молодой режиссер берется за «Разина» и осуществляет своё масштабное действо в небольшом поселении.

Старожилы вспоминают: «В день спектакля с утра на берегу большого фабричного пруда лучшие места занимали не только дети, но и взрослые. Всем хотелось увидеть «живого» Стеньку, того самого, про которого народ поет в своих песнях! И когда пред зрителями появлялся специально сделанный баркас, декорированный и раскрашенный под струг, «населенный» более чем 40 артистами в одеждах времен разинской вольницы, многотысячная публика ахала в восторге – так кружковцы под руководством своего режиссера Жукова сумели достоверно передать тот дух, который властвовал тогда в душах собранной Стенькой голытьбы». Среди зрителей, а это были в основном рабочие города Высоковска, города Клина и жители близлежащих деревень и сел, слышались восхищенные возгласы: «Вот это Стенька, так Стенька! Настоящий!»

Татьяна Кочеткова

Фото: Василий Иванович Киселев / фото из архива Олега Спиридонова

Продолжение следует…

411 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики