Им гордился бы профессиональный театр

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

13 марта скончался актёр театра «Миг» Александр Павлович Хатунцев. Эта статья посвящена его памяти…

 

Когда-то очень давно я была влюблена в этого человека, а он носил меня на руках. Влюблена целых полтора часа – время действия спектакля « Сверстники грозы», а носил он меня… по сцене бывшего районного Дома культуры на Советской площади, правда, пронес всего несколько метров, но это ведь… не так важно. Я – девчонка-гимназистка была влюблена настолько серьезно, что подставила свою грудь под дуло бутафорского пистолета, защищая любимого, и упала в обморок на его же руки – руки самодеятельного актёра красавца Александра Хатунцева, с которым познакомилась полтора часа назад.

Наш режиссер Юрий Михайлович Литвинов имел свои соображения по поводу меня, юной взбалмошной 16 летней девицы, рискнув поставить в пару с опытным уже к тому времени актёром, которого я до этого ни разу не видела, а уж о репетициях и речи не было – мы были в разных составах. Совершенно ошарашенная, успела только пискнуть перед выходом на сцену «А вы хоть роль-то знаете?» Он меня успокоил так же, как перед этим сам руководитель: «Не волнуйся, все будет хорошо». Причём, очень важно – это была премьера при аншлаге в зале. А я впервые выходила на большую по меркам Клина сцену. Мой любимый вёл свою роль и вёл за собой меня – вот это я хорошо помню… через 50 лет.

Александр Хатунцев в спектакле «Мартышка»

Вот так я впервые столкнулась с актером, которым, по словам жюри фестиваля–конкурса 2009 года «мог бы гордиться любой профессиональный театр». Одно дело, что актеры театра и зрители восхищены его талантом, другое дело – мнение маститых профессионалов. И мне девчонке давным-давно выпало счастье сыграть свою первую роль с практически профессиональным актером. Есть чем гордиться.

В 2009-ом народный театр «Миг» представил на конкурс спектакль «Забыть Герострата» Г. Горина и получил абсолютное признание профессионалов и рядовых зрителей. Само участие в фестивале-конкурсе было для них очень престижным. А дальше – полный восторг, поздравления. Сплочённая клинская команда вызвала интерес у многих. А уж после выступления они ощутили себя «Звёздами»: их узнавали на улице, брали автографы, подходили с вопросами, просили диски с записью спектакля. Победа была полной неожиданностью, Они стали лауреатами за лучший актерский ансамбль. А вот диплом лауреата за исполнение лучшей мужской роли получил именно Александр Хатунцев. Многие клинчане знают его по главным ролям в «миговских» спектаклях. И все, абсолютно все «миговцы» считают его самым талантливым актером – за всё время существования театра, хотя в самодеятельном коллективе уже горят новые звезды, а сам Александр Павлович в последние годы находился на заслуженном отдыхе.

Вот как писала о нём Е. Шумская (тоже режиссер, дочь знаменитой Е. Л. Хащиной) в своей статье «Диоген подарил свет» (газета «Серп и Молот», апрель 2012 г.): «Много лет предан театру актёр А. Хатунцев, исполнитель роли Диогена, этот талантливейший аксакал «Мига» к любой, даже самой небольшой роли, относится с глубоким уважением, что чувствуется в каждой его реплике и отточенном жесте». Зрелый мудрый философ Диоген с его вечными ценностями – это и есть Александр Павлович с его громадным актёрским и жизненным опытом. Его личный жизненный опыт – это то, что не раз помогало партнёрам по сцене.

Режиссер Юлия Гладышева рассказывает, как в 2009 году она ставила «Женихов» по мотивам Гоголевской «Женитьбы»:

– В рамках «Театральной гостиной» мы готовили отрывки по желанию из разных спектаклей и показывали их зрителю. Театральные гостиные – что-то вроде эксперимента. Это увлекательный процесс, свобода творчества, возможность выражения собственной индивидуальности, выбор партнеров. Вот тогда мы с А. Хатунцевым, И. Калиниченко и Д. Шабаевым подготовили отрывок из «Мартышки» Ломовцевой — эксцентрической комедии о любви, притчевой и загадочный. Всем понравилось, и тогда мы сделали целый спектакль. Вот там я оценила Хатунцева Александра по достоинству. Великолепный партнёр, могу сказать, что вот он «мой партнер». Он очень талантливый, ну и как все талантливые люди, скажем так, требует к себе повышенного внимания. Сейчас у него уже возраст и проблемы со здоровьем, но я запомнила его таким, каким он был, когда играл. Он – денди, всегда с иголочки одет, стрелки на брюках наглажены, любая рубашка всегда безукоризненна. Неотразимо хорош – женщины в него влюблялись на раз-два, причём все сразу. Как актер максимально точно подходил к любому образу. Он – ярко выраженный индивидуалист, наверное, как любой талантливый человек. Он не всегда соглашался с режиссером в видении своей роли. Иногда было сложно. Но он очень многое мне дал, я училась у него, и смотреть чужими глазами и проживать эмоционально полно партнёрские отношения, да и житейская мудрость уже взрослого человека, мужчины открывалась для меня постепенно. Я ему за многое благодарна.

Александр Хатунцев в роли Диогена

Актриса Елена Трунова тоже говорит о своей благодарности:

– Я четыре года играла… только в сказках, а сказок было мало. В остальное время я тоже ходила – «на подхват». Ну и в разных капустниках тоже участвовала. И всё. А мне так хотелось хоть самую маленькую роль в серьёзной пьесе, но мне ничего не предлагали. Попросить я стеснялась… А помог мне Александр Павлович. Неожиданно для меня. Так что всё остальное свершилось, можно сказать, благодаря ему. Это он предложил Любови Леонидовне включать меня в серьезные спектакли. «Долго Леночка будить костюмы гладить? Девчонку уже давно на сцену надо!» – так и сказал. И всё изменилось, меня сразу ввели в очередной спектакль и роль мне дали не маленькую, а одну из главных. И, конечно, он мне помогал по ходу спектакля наравне с режиссером. Спасибо нашему аксакалу.

Светлана Жильцова, а она с актёром с самого начала основания «Мига», тоже отмечает его «военную выправку» и вспоминает, как он играл первую в этом театре роль Морозко в одноименной сказке. В следующем спектакле «Кукла для невесты» они вместе играли возрастную, очень любящую друг друга пару. Вот так и дружили до самого конца, перезванивались, делились наболевшим, советовались.

– Он редкий человек, потому что он – как говорят «человек слова и дела». Вот он как раз и есть настоящий мужчина! – говорит Светлана. К разговору подключается Игорь Замыслов:

– Мы тоже с ним дружили, летом часто встречались на даче. Мы с женой гордимся знакомством с людьми, которые умеют что-делать сами. А Палыч и актёр великолепный, и инженер классный, сам дом построил, из собственновыращенного винограда делал такое вино, закачаешься. А готовил бесподобно, особенно плов в казане. А уж стол сервировал, как в ресторане – даже на даче.

Многие «миговцы» тоже отмечают, что Александр Павлович был удивительно гостеприимным хозяином и сам великолепно готовил. Ну что ж приходится признать, что талантливый человек талантлив во всем.

Галина Жадобина считает Александра Павловича своим учителем:

– В первой моей роли, мне, совершенно неопытной, он оказал неоценимую помощь – помогал работать с текстом, двигаться, работать лицом. Я ему очень признательна. Наверное, именно благодаря ему, я сейчас здесь и играю на сцене.

Вадим Мигачёв выражает свое восхищение с трудом:

– Это надо видеть… Вот вышел Палыч на сцену, он просто молчит, держит паузу и в этом он весь – ни у кого никаких сомнений – на сцену вышел Великий. Играет он так, что «ни прибавить, не отнять» – это всегда высочайшая оценка. Какая харизма, какая аура! Он такой у нас был один. Сравниться с ним? И пытаться не стоит, а уж переиграть – надо быть поистине сумасшедшим, чтобы на такое решиться. Он хозяин этого Олимпа, он непревзойденный Зевс. А ещё – блестящий дар импровизации. Актёры иногда забывают роль, они же живые люди, а суфлёров давно нет. Но Хатунцев, на то и Хатунцев – обведёт взглядом всех действующих в мизансцене актёров, не впадая в панику, медленно так, весомо обведёт – они ему вряд ли смогут подсказать, но он …выигрывает время, за которое и придумывает выход из ситуации, а дальше всё идет так, как будто так и было задумано – зрители никогда не догадывались о затруднениях актера. Требователен к себе, к тексту, костюму…А как он ругал нас… за недостаточно хорошо вычищенную обувь, в который не отражалось солнце. Характер у Зевса, надо отметить, отнюдь не медовый… Но талант, талант необыкновенный.

В 2011 году театр «МИГ» представил на отборочный тур фестиваля- конкурса уже русскую классику – спектакль по пьесе А. Н. Островского «Поздняя любовь» и вновь стал победителем. Лучшей была признана не только сама постановка, охарактеризованная жюри как «яркое сценическое воплощение классического репертуара», но и игра исполнителей главных ролей: конечно, Александра Хатунцева и Натальи Клягиной.

Играть он начал в 1967 году – тогда ещё у Ю. М. Литвинова, его партнершей была и Любовь Шаталова, которая позже стала профессиональным режиссером «Мига», а Александр с юности отдал предпочтение профессии военного, но и театр не оставил, а позже пришёл в «Миг». Однако, думаю что Любови Леонидовне  даже с её тонким дипломатичным характером,  как его режиссеру было не всегда легко со своим самым талантливым актёром. Вот что сейчас говорит наш знаменитый режиссер:

– Саша – это особое, ведь он из времени моей театральной молодости…Я была несказанно ему рада, и было это …уже после 2000-го. Коллектив у нас тогда был маленький, почти семейный – было замечательное время. Со временем вырос, стало сложнее – это естественно. А Александр Павлович, о… – удивительно талантливый актёр, необычайно яркий. Работать с ним – удовольствие, не всегда легко – это правда, но общий язык мы находили всегда. И всегда он был примером для остальных: как подходил к роли, работал над ней, оттачивая в процессе репетиций, как общался с партнерами. Сцена была его жизнью, а коллектив семьёй. Помню, он привёз всем сувениры из Прибалтики – янтарные украшения, девчонки до сих пор носят, как амулеты, таким образом, заложив традицию. Мы и сейчас проявляем, друг к другу маленькие знаки внимания, поздравляем с днем рождения, привозим сувениры из поездок.

Александр Павлович – человек сложный, что…абсолютно неотделимо от его таланта. Талантливых людей не все любят – это аксиома. Талантливые люди априори не могут нравиться всем. Они всегда немножко выпадают из среды. И актёрская зависть существовала всегда, что бы кто ни говорил. А талантливый актёр – это всегда человек с ободранной кожей, нуждающийся в нежности и бережности. Он самоуверен и болезненно самолюбив, и даже его порой агрессия – это способ защиты от реальной действительности. То, что люди принимают за каприз актёра – это его неудовлетворённость собой, это мученический поиск пути к раскрытию образа, его одержимость и внутренняя страсть «гонят его по тропе». Вот и актёр Хатунцев всегда предъявлял к себе высокие требования, вплоть до болезненного ощущения – к материалу и своим возможностям, пока не зазвучит его камертон. Ведь «искусство» держится на «чуть-чуть». Чуть переиграл – пошло, чуть-чуть и вот оно – то, что надо. Отсюда и его «попадание в нерв», жёсткость, непредсказуемость, покровительственно-барственные нотки, а также и идеальное совпадение с ролью, аристократизм, выразительность, убедительность, гусарство и всё-всё, о чем говорят знающие его актёры и зрители. Его обожают, по-разному – душевно, независимо, искренне, а может и лицемерно. Талант – это всегда непросто. Талант – это, как горизонт: чем ближе подходишь, тем линия его дальше.

Очень жаль, что не удалось лично встретиться с Александром Павловичем. Вокруг актёра, особенно талантливого, существует пространство, в которое войти не очень то просто, да и не нужно к этому стремиться. Его сдержанность, замкнутость, эта «опрокинутость в себя» мне вполне понятна. Быть может, в нем было заложено больше того, что ему удалось реализовать? Почему столь одаренный человек не связал свою жизнь с театром? Может как раз поэтому? Тогда жаль! Хотя Любовь Леонидовна считает, что он как раз реализовался полностью – вопреки времени и обстоятельствам. А ещё, говорят, он был очень хорошим специалистом в основной профессии, прекрасным воспитателем молодых ребят, для которых в течение своей службы являлся примером и пользовался неизменным их уважением.

13 марта Александра Павловича не стало…

Татьяна Кочеткова

3 502 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики